Генрик Ибсен «Нора или Кукольный дом» Schauspielhaus Zurich, режиссёр Тимофей Кулябин, 2018
Пьеса Ибсена филигранно трансформирована в современные реалии, в спектакле, как и везде в XXI веке, в России, в Швейцарии, в Норвегии, в Германии, … - два потока жизни, аналоговый и цифровой. Аналоговый поток - это события и факты физической реальности, он заключён в прозрачные коробки на планшете сцены, представляющие собой места, где люди живут - квартиры, офисы, барбер-шопы, салоны красоты, кафе, торговые и фитнес-центры. Цифровой поток - это человеческие коммуникации, организуемые через смартфоны, в мессенджерах и соцсетях. Смартфоны героев в режиме онлайн проецируются на панель в верхней части зеркала сцены, таким образом зритель одновременно видит и слышит оба потока. Практически весь текст модернизированной пьесы идёт через цифровой поток, люди почти не вступают в прямой разговор, в основном обмениваются сообщениями, лишь объяснение Крогстада и Кристины Линде, да лишь отдельные реплики финальной разборки между супругами Хельмерами, Норой и Торвальдом, происходят в аналоговой реальности, всё остальное переведено в цифру. Похоже, что из-за цифровизации, из-за мгновенного распространения информации, драматические коллизии обострены, действие развивается стремительно. Эмоции кипят, перетекая из аналога в цифру (капслог, смайлики, восклицательные и вопросительные знаки, междометия), и из цифры в реальную жизнь, и это межпотоковое движение - одно из самых сильных впечатлений в спектакле. Не так ли и в нашей жизни?
Нора - эмоциональный человек, эмпат, чтоб помочь, спасти (мужа ли, подругу ли), она сначала делает, не думая, нарушает ли правила и условности, и не сожалеет о сделанном. И когда муж отстраняется от случившегося - «Это же конец моей карьеры! Что ты наделала!», она словно попадает в зону очуждения, оцепеневает, и уже «оттуда» отправляет мужу последнее сообщение - «Я ухожу», кладёт смартфон на стол и исчезает из обоих жизненных потоков семьи Хельмеров.