Россия - родина слонов, или Человек есть человек

Nov 30, 2018 11:14

Александр Копков «Слон» МТЮЗ, режиссёр Генриетта Яновская, 2018

Острая раннесоцреалистическая комедия из 30-х годов о свалившемся на простого мужика-колхозника богатстве поставлена в ярко-балаганном стиле агиток, герои одеты в белую прозодежду, словно с полотен русских авангардистов начала XX века, а на ней крупными красными буквами, шрифтом как в окнах РОСТА, написаны их имена из программки. Декорация-изба тоже сделана в духе молодого социалистического авангардизма, и он близок этой фантастической истории с её крутыми сюжетными поворотами, а также демонстративно визуализирует противостояние идеи светлого коммунистического будущего и мечты о богатой буржуазной жизни.
Персонажи - театральные маски с агитплакатов, актёры играют их условно, крупными мазками - начальник колхоза, сын-учёный, дочь-дура, поп, мужик-аферист, мужик-мыслитель, мужик-так-себе и т.п. Более объёмен главный герой, нашедший клад - Мочалкин, он даже вырастает в серьёзную страдательную драматическую фигуру. Счастливец, нашедший невероятный клад, на глазах зрителя превращается в несчастного человека - он не может этим своим богатством распорядиться, не может осуществить вечную русскую народную мечту, национальную идею - стать ни с того ни с сего богатым, он вынужден сдавать своего золотого слона колхозу.
В этой забавной трагикомической коллизии приоткрываются три важные вещи:
- оказывается получить золотого слона, хоть кусочек этого слона, хочет каждый, богачом желает стать каждый колхозник, каждый строитель светлого социалистического будущего, включая даже главу колхоза, частная собственность оказывается есть нечто исконно человеческое, неискоренимое никакими авангардными концепциями-экспериментами-идеями.
- в новом богаче, в простом мужике Мочалкине, вдруг проглядывает жёсткое мурло хозяйчика-олигарха, который всё купит и всех по-своему построит.
- в простом мужике Гурьяне Мочалкине, взглянувшем сверху, с неба, на свою деревню, на весь мир, проявляется вечно человеческое - «… и вспомнил я революцию, как мужики барский дом разграбляли, и тащили барина к пруду, топить его, и стало мне жалко и барина, и всех людей». Есть всё же в человеке и нечто глубинно человеческое - доброта-жалость-человечность, если оно не востребовано жизнью, то лежит в душе где-то глубоко, под спудом всего остального, тоже человеческого.

театр, МТЮЗ, Яновская, Копков

Previous post Next post
Up