Фёдор Достоевский «Идиот» Театр танца Анжелики Холиной A | Ch (Литва), режиссёр-хореограф Анжелика Холина, 2017
А хороша Настасья Филипповна, как вы думаете? [...] Просто ослепила.
Фёдор Достоевский. Идиот
Мощь этого замечательного спектакля - в его феноменальной пластической образности. Языком современного танца, пластикой и небольшим количеством элементов классической хореографии, без слов, зримо явлен сюжет романа (его читаешь из движений танцовщиков), достоевские персонажи второго плана - немолодой гедонист Тоцкий, закомплексованный Ганя Иволгин, шустрила Лебедев, мама и папа Епанчины, переживающие за свою младшую дочку, сёстры, тоже волнующиеся за неё, и асимметричная четвёрка главных героев - добрейший человек с блаженной улыбкой Мышкин, роковая красавица Настасья Филипповна, нервный, расхристанный, разрываемый страстью Рогожин и совсем юная, амбициозная, искренняя Аглая.
В этом спектакле сыграно, и весьма образно, то, что в обычном драматическом театре играется вскользь, например, магнетическое притяжение Н.Ф. - когда она Мышкина «просто ослепила», он буквально летит за ней по воздуху притянутый полем её красоты. Или то, что лишь коротко проговаривается - та же предыстория Настасьи Филипповны, по сути определившая её будущие трагико-драматические отношения с влюблёнными в неё мужчинами, с Рогожиным и Мышкиным: «приедет Тоцкий на два месяца в году, опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет», здесь сыграна большая сцена, где Тоцкий выступает с кием, предметом многофункционального назначения, им он и шпыняет Н.Ф., и указывает, и наказывает, и обижает, и распаляет, и развращает.
Трагический исход этого любовного четырёхугольника предопределён, Н.Ф. - роковая женщина, почти богиня, Аглая ей не конкурентка, она всего лишь обычная девушка-девочка, Н.Ф. буквально выталкивает её из любовного квадрата, отстраняя её от Мышкина, а тот - верный узник любви к Н.Ф.
Отношения Н.Ф. и Рогожина изначально дисгармоничны, они начинаются под какофонические аккорды чумовой гармошки, и трансформируются в непрерывную цепочку притяжения и отталкивания, и это, пожалуй, самые экспрессивные сцены спектакля. Любовь-мир Н.Ф. разорвана - телесность и страсть с Рогожиным, человеческая теплота и душевность с Мышкиным. Неизбежная трагическая развязка происходит, и самое страшное в ней это жест Мышкина, к людям, которые близки ему (Рогожин, Аглая, старики Епанчины, …) он доверительно кладёт голову на плечо или грудь, и также он кладёт голову на мёртвое плечо Н.Ф., и, продолжая это движение, ведёт головой по её неживому телу, прощаясь с нею. Она лежит мёртвая на столике, а на полу, рядом друг с другом они, облокотившись на столик, Рогожин и Мышкин, как обломки её разорванной любви, меха аккордеона раздвигаются, но музыки нет, ведь любовь умерла-убита.