«Репка» Большой театр кукол, режиссёр Денис Казачук, 2014
В афише зрительская аудитория спектакля обозначена как 4+, но мне спектакль показался совсем не детским, по окончании я поделился своим мнением с капельдинершей, которая меня уже стала узнавать - «Сегодня вы опять к нам пришли!», она со мной согласилась, и кто-то из зрителей рядом тоже подхватил - «Моя девочка ничего не поняла и ей было страшно!», девочка эта сидела рядом со мной и ей было 2+. Недетскость спектакля вытекает из его концепции и из формы.
Концепция: Репка - это ребёнок, которого ожидают в семье, земля - материнская утроба, ей делают УЗИ, беспокоятся - как он там внутри?, тяжёлый процесс вытаскивания Репки - это роды, а уж когда вытащили, когда Он родился, Он становится главным в семье - на семейном фото все группируются вокруг Него, Он, улыбающийся и довольненький, в центре кадра.
Форма: круглое окно калейдоскопа, в котором сменяются времена года, зима - ожидание, весна - зарождение, лето - рост плода, осень - сбор урожая, роды. Сквозным текстом, по сути формообразующим, соединяющим все сценки воедино является стихотворение О.Мандельштама «На Луне», оно замечательно характеризует тайное, тайну мира, тайну смены времён года, тайну зачатия и рождения, но содержательно сюжет про роды и рождение - не объясняет и не поясняет.
Совсем недавно, обсуждая постановки БТК со знатоками кукольного театра
twins_en, мы говорили про двуслойность бткашных детских спектаклей, «Репка» тот случай, когда взрослый слой вытеснил детский, и спектаклю это на пользу не пошло, исчезла простота и прозрачность образов.