Течение жизни

Nov 21, 2014 13:15

Брайан Фрил по роману Ивана Тургенева «Отцы и сыновья», режиссёр Леонид Хейфец, театр Маяковского, 2014

Из романа борьбы идей драматург, режиссёр и театр сделали атмосферный спектакль. Зрители вместе с персонажами помещены в уютный павильон из некрашеного дерева. Длинная веранда с льняными занавесками, из такой же материи сшиты чехлы для зрительских кресел, много-много цветов, пианино, чайные столики, птички поют, посредине протекает извилистый ручей. Это - поместье Кирсановых. Сюда приезжают на летние каникулы студенты Аркадий Кирсанов и его друг Евгений Базаров. Они называют себя нигилистами, но это всего лишь лейбл, обозначение. Идейных споров со старшими Кирсановыми они не ведут. Вместо этого Базаров составляет донжуанский список - в нём пять женщин. Лето, солнце, пикнички, наливка, женщины, любовь, страсти - так проходит лето, так под журчанье ручейка течёт летняя жизнь.


В результате трагической случайности Базаров умирает. Убиты горем его родители, по тому, как они деформированы несчастьем - видно, что ничто их уже не утешит. Самое страшное, что может быть - это хоронить своих детей. Жизнь родителей после этого останавливается.
А в усадьбе - жизнь продолжается, гости, наливки, тосты. Кто-то, Павел Петрович, вспомнит, что Базаров был хорошим отзывчивым человеком, Анна Сергеевна посетует, что всё же следовало принять его предложение выйти за него замуж, вспылит Аркадий - дескать, прошло всего лишь 30 дней со дня смерти Базарова, а его уже все забыли. Но - всё по-прежнему, чирикают птички, светит солнышко, течёт ручеёк. Помню, в одном из ранних спектаклей К.Серебренникова кто-то из героев выливал в канал на сцене бутылку фанты, и вода мгновенно окрашивалась жёлтым, словно от отчаянного безумия. Я всё ждал, вот возьмёт кто-нибудь, тот же Аркадий, и выльет бутылку наливки из фигурного графинчика в ручей, и прозрачная вода в нём на какое-то время окрасится красным, как… кровь Базарова. Но… никто не вылил, и в этом - жуть и, одновременно - благо (!?) этой истории - всё продолжается, жизнь течёт, как будто ничего не случилось.

Тургенев, театр, Фрил, Маяковка, Хейфец

Previous post Next post
Up