Виктор Розов «Затейник» в РАМТе, режиссёр Александр Баркар, 2014
Пьеса В.Розова переработана режиссёром весьма радикально: из двух действий сделано одно, продолжительностью 1 час 10 минут, из семи персонажей оставлено три - Он (Сергей), Она (Галина) и Он (Валентин), вырезано всё кроме любовного треугольника. И самое главное и интересное - текст первого и второго действий совмещён, совмещён условно-театрально, у Розова же действие всегда развивается линейно, от пролога к эпилогу. В первом действии случайно встречаются Он и Он, муж и её первая любовь, а во втором действии муж рассказывает жене о нём, при этом в каждом втором озвученном факте врёт, начиная с того, что «Он умер, но, правда пока ещё не умер, ещё жив, но …» И они начинают копать своё прошлое. Благодаря тому, что вопросы мужа к нему и жены к мужу о нём, в общем-то, почти идентичны, а ответные реплики иногда тоже синхронны, а если асинхронны, то в этом несовпадении есть определённый смысл, благодаря этой особенности пьесы режиссёр делает из двух действий микс, совмещая диалоги первого и второго действий и помещая героев в условное вневременное театральное пространство, в котором все трое одновременно выясняют-выясняют-выясняют-… отношения.
Получается такое перманентное анатомирование любовного треугольника, всех его сторон, именно анатомирование, потому как один из любовных векторов оказывается уже давно умер, другой - деформирован, а третий - остался в прошлом. Спектакль получился ёмким, насыщенным, потому как поставлен, по сути, по не по пьесе, а по её концентрату. Накал и беспощадность страстей пожалуй не розовская, а скорее бергмановская или олбиевская. Финал открытый, вроде бы он по-розовски оптимистичен - прошлое можно вернуть, стоит только взять билет на самолёт и приехать в то место и …, но, на мой взгляд, он по олбиевски беспощаден: прошлое не вернуть, поздно, прав - победитель, тот, кто в борьбе за свою любовь использовал все средства, даже запрещённые.