Евгений Шварц «Тень» РАМТ, режиссёр Юрий Ерёмин, 2003
Человек из цветного мира
Спектакль начинается весьма неожиданно: в зрительном зале ещё горит свет, а на просцениум выходит человек в современной одежде, поворачивает выключатель, зажигая свет, отходит в сторону, смотрит наверх, в ложу бельэтажа, даже подпрыгивает, пытаясь что-то рассмотреть там. Я принял его за осветителя, который в последний момент, пытается проверить что-то в подведомственной ему аппаратуре. Но это - главный герой, молодой учёный Христиан-Теодор, иностранец, говорит с лёгким акцентом. Вдоль воображаемой линии занавеса выстроена белая изящная выгородка, красиво освещённая тремя сочными цветами, это - комната в гостинице, где живёт и работает Христиан-Теодор. Стены комнаты сделаны, видимо, из пергаментной бумаги, за белой стеной (или в стене!) - живёт его тень. Учёный печатает на машинке, ходит, размахивает руками, тень его делает то же самое, только молча - настоящий театр теней. Христиан-Теодор неосмотрительно даёт тени команду: «Тень иди к ней [к принцессе]!», и тогда тень становится Тенью, она … теряет синхронность, начинает двигаться самостоятельно и вдруг … вываливается, прорывая стену, это - представитель теневого мира, чёрная Тень, это … не совсем человек, это сразу же видно, хотя и очень похож на человека. Тень мгновенно ориентируется в этой стране, которую Христиан-Теодор лишь только пытается исследовать и понять.
В чёрно-белом мире
Лишь только пропадает тень у Христиан-Теодор, окружающий мир становится чёрно-белым - пропадают все другие цвета. Сверху, до самой белой выгородки опускается чёрный бархатный занавес, на котором изображены белые буквы с чёрно-белой программки: «Е.Шварц. Тень». Чёрное и белое - это истинные цвета этого мира, этой страны мнимостей, куда попадет иностранец из цветного мира. Выгородка раздвинется и превратится в залу в королевском дворце, но пространство всё равно останется бесцветным, в мире этом словно не будет воздуха, он будет чёрным, как стёганое чёрное одеяло, нависшее над этим городом. В теневом государстве очевидное (то, что место человека занимает его тень) - не столь очевидно, здесь царствуют вышестоящие мнения и указания. Граница между миром настоящим (с красками) и миром мнимостей очень тонкая - Тень будет, прорывая бумажные стенки, переходить оттуда-сюда, но уж очень густа чёрная краска теневого мира, даже живая, и цветная в начале, принцесса растворится в ней. Христиан-Теодор спасётся лишь только потому, что вместе с его головой, отрубленной головой, пропадёт голова у Тени (замечательная находка художника В.Фомина!). А как по-деловому чётко и хладнокровно обсуждали эти правители-властители чудовищное мероприятие - казнь! Чёрно-белым царедворцам некуда деваться - надо восстановить статус-кво - голову у оригинала. И тогда, воскреснув, несчастный и счастливый иностранец покинет этот мир мнимостей вместе с человеком, сохранившим цвета в себе - с Аннунциатой, они уйдут из чёрно-белого пространства в зал, в мир, где есть цвета, где есть Жизнь, в мир реальный, а остальные чёрно-белые персонажи, застынут на границе между миром истинным и миром мнимым, в разорванных Тенью стенах.
Успех!
Спектакль оставляет удивительно целостное впечатление, игра исполнителей главных ролей, учёного и его тени, Рябцева и Устюгова, конгениальна замыслу режиссёра Ю.Ерёмина. Учёный Рябцева - «чистый лист бумаги», иностранец, человек, не сразу понимающий, где он оказался, пришелец из цветного мира, оказавшийся в мире искажённом, теневом. Тень Устюгова - свой среди своих, плоть от плоти, тень от тени мира теневого, мнимого. Спектакль РАМТа, безусловно, войдёт в историю театральных постановок пьес Шварца, как вошёл в неё когда-то современниковский «Голый король». Публика, битком забившая зал молодёжного театра, это чувствует и провожает каждую сцену спектакля аплодисментами и устраивает мощную овацию по окончании.