Они не спеша подтягивались на причал, разные, синие, белые, красные, бородатые с рюкзаками и вальяжные с чемоданами… лайнер ещё не появился, а пассажиров на уютных скамейках скопилось прилично. Никто не хотел пропустить момент причаливания MS Polarlys в Свольвере. Когда лайнер Хуртигрутен подходит к причалу, то на определённом расстоянии он обязательно даёт два гудка, это и правило и уже традиция. А пока гудков не было, можно было зайти и в местный сувенирный магазин, расположенный в причальном терминале… Кто сказал, что в Норвегии всё дорого? Да, дорого. Но когда я увидел, как мой приятель Виталий в сувенирном магазине примеривает весёленький свитер, то любопытства ради взглянул на ценник… 270 крон… теперь у нас одинаковые нарядные свитера. Места надо знать. Раздались два гудка лайнера, заходящего к причалу, пассажиры начали доставать свои телефоны и фотоаппараты, вот, прям как дети… я расчехлил камеру. Красивая картинка, когда лайнер подходит и швартуется, когда раскладываются трапы.
Выгрузка и загрузка пассажиров проходит быстро и естественно по отработанному сценарию. Кто-то садиться на лайнер в Свольвере впервые, чтобы на следующий день оказаться в Тромсё, как мы. Кто-то сходит по трапу, чтобы отправиться на экскурсию по вечернему Свольверу. Регистрация на ресепшне достаточно быстрая, несколько очередей по 3-4 человека, и по 3 минуты на человека. Ресепшн красивый и удобный, не знал бы, что лайнер - подумал бы, что приличный отель. Комната с прокатными байками, комната для багажа, на случай если вы не хотите в каюту с собой брать все свои пожитки.
Электронные ключи от каюты… отдельная песня. Насколько всё просто и удобно, для людей. Пластиковый ключ (именной, который потом остаётся на память) со штрих-кодом, который считывается, когда вы покидаете лайнер, выбираясь на экскурсии и возвращаетесь. Всё просто до безобразия, даже отверстие есть в ключе, чтобы прицепить и не потерять. Заполучив через 15 минут свои ключи, мы отправились по каютам… как-то я с места в карьер. О компании Хуртигрутен Джаз уже рассказывал и всё же стоит сделать небольшой экскурс в историю этой мореходной компании, которая… 120 лет назад начала своё существование, как почтовая компания.
Побережье Норвегии достаточно протяжённое и в те времена, была острая необходимость в регулярной доставке грузов и почты в отдалённые деревушки и города… так, в 1893 году компания Hurtigruten совершила свой первый рейс вдоль западного побережья Норвегии. Более полную историю о Hurtigruten вы можете узнать из статьи «Хуртигрутен: 120 лет вдоль побережья», полистать интересные статьи по тегу круизы Хуртигрутен или посмотреть фильм «Круизы Хуртигрутен» А сегодня… электронные ключи, 11 современных лайнеров, великолепные интерьеры, сервис и питание, круизы не только вдоль побережья Норвегии, но и на Шпицберген, к берегам Европы, Исландии, Гренландии и даже к берегам Аргентины и в Антарктиду. Вот как должна развиваться почтовая компания (в укор некоторым).
Джаз тур гордится тёплыми партнёрскими отношениями с Hurtigruten, без лишнего пафоса, и поэтому грех было бы не воспользоваться возможностью в рамках «Большая прогулка: Северная Норвегия» и не провести хотя бы одну ночь на одном из лайнеров компании, отправляясь из Свольвера в Тромсё, тем более - по пути (кстати, удачный вариант при составлении маршрута по Лофотенам и Северной Норвегии). А тем более не взять интервью у капитана MS Polarlys, фрагмент которого Большая прогулка и представляет, а потом я продолжу рассказ о своих личных впечатлениях от лайнера и компании Хуртигрутен…
Большая прогулка: Пользуясь случаем, хочу поздравить Вас капитан Кьелль с недавним юбилеем Hurtigruten, 120 лет это почётный возраст. Капитан Кьелль: Большое спасибо Большая прогулка: Как прошли празднования, все остались довольны? Какой юбилей следующий на подходе? Captain Kjell: Все прошло фантастически с большим вниманием со всего света. Мы празднуем каждый год второго июля в день, когда капитан Ричард отплыл из Тронхейма в Хаммерфест в 1893 году. Большая прогулка: Я понимаю, что все сезоны хороши для Hurtigruten, какой Ваш любимый сезон и почему? Капитан Кьелль: Все сезоны красивы по своему, но лично для меня зима на Севере является удивительной. Большая прогулка: В какой сезон заполняемость лайнера пассажирами более высока? Капитан Кьелль: Летом пик, но зимой количество пассажиров растёт последние годы. Большая прогулка: Туристов из каких стран чаще можно увидеть на лайнере, русские частые гости на Polarlys? Капитан Кьелль: К нам на борт поднимаются туристы со всего мира, но туристы из Германии, пожалуй, доминируют в этом списке. Большая прогулка: Какова возрастная категория пассажиров Polarlys и меняется ли она в зависимости от сезона? Капитан Кьелль: Средний возраст пассажиров составляет около 50, но он варьируется в зависимости от сезона. Зимой больше молодёжи, за счёт более активных наземных программ: крабы, катание на собаках и т.п. и конечно - северное сияние. Большая прогулка: Сколько человек в команде лайнера? Они все норвежцы? Капитан Кьелль: Количество экипажа зависит от количества пассажиров, но обычно составляет около 60 членов экипажа. В основном норвежцы, есть и шведы. Большая прогулка: Сколько времени Вы отводите себе на сон и с чего начинается Ваш рабочий день на лайнере? Капитан Кьелль: Я всегда сплю семь часов. Мой день начинается на мостике совещанием с офицерами. Большая прогулка: Продукты питания для камбуза лайнера завозятся один раз перед отплытием или же кухня пополняется продуктами по ходу маршрута? Капитан Кьелль: Все продукты питания поступают на лайнер по ходу маршрута вдоль побережья, что гарантирует их свежесть. Большая прогулка: На Вашем лайнере разнообразная и вкусная кухня, скажите - как отбираются повара? Компания переманивает их из ресторанов на суше или же у Hurtigruten существует какая-то своя специальная школа или курсы для поваров? Капитан Кьелль: Спасибо за высокую оценку нашего питания на борту. Hurtigruten каждый раз формирует группу поваров и создаёт меню для каждого сезона. В Hurtigruten работают повара и из ресторанов и отелей. Большая прогулка: Капитан, спасибо вам за ваше интервью. Желаем лично Вам успехов и конечно же успехов Hurtigruten Капитан Кьелль: Спасибо.
Заселились, отмылись от хайкинга и… на палубу, «все наши» уже там. Лайнер заходил в Тролльфорд, да-да в тот самый, в который из-за непогоды нам так и не удалось попасть. Солнце в эту ночь не так сильно светило, да и птиц никто не кормил, но… заход и выход из Тролльфьорда огромного лайнера - это нечто потрясающее. Пассажиры перетекали «ртутными капельками» с одного борта на другой, память девайсов неумолимо заполнялась контентом. Восхищенные охи и ахи, всё как положено. Лайнер всё время идёт по своему маршруту вдоль побережья… интересно увидеть фьорды с воды, а не с суши.
Пожалуй, соглашусь с капитаном, который определил средний возраст пассажиров в 50 лет, немцы явно доминировали. Степенный круизный отдых, без суеты… с бокалом пива или вина у панорамного окна, сухо, тепло и комары не кусают. По радио периодически объявляют место, которое проходит корабль и если что-то интересное за бортом, народ тут же отправляется на палубу. Кстати, отмечу тот факт, что последние два года, количество молодёжи или пассажиров средних лет - растёт, и в частности во время зимних круизов. Никогда не догадаетесь почему… северное сияние, да эта тема очень популярна последние несколько лет, особенно в Норвегии. С берега, зимой, вы тоже увидите северное сияние, но, как правило - вы привязаны к какому-либо норвежскому горнолыжному курорту или городу и многое зависит от погоды в этой местности. Лайнер же двигается вдоль побережья и шансы наблюдать северное сияние каждую ночь - повышаются в разы.
Оценить достоинства корабельного ужина мы не смогли, потому, как поздно зашли на борт лайнера в Свольвере, в 21.00… но я представляю каким он был, потому как завтрак и ланч на следующий день… впервые на борту MS Polarlys мы отведали оленины и почти все виды рыбы, даже не знаю - возможно ли то изобилие, которое творилось на столах - назвать шведским столом, завтраком или тем более ланчем? Нереальное разнообразие мясных и рыбных блюд, приготовлено всё вкусно - ресторанный вариант, достойного уровня. В таком круизе явно на диете не просидишь и пары часов, хотя есть и тренажёрный зал.
Понаблюдали за работой второго ресепшна, на котором пассажиры заказывают наземные экскурсии, которые совершают по ходу остановок лайнера в городах и деревушках. Снимать нам там не разрешила строгая менеджер, видимо, чтобы не доставлять дискомфорта пассажирам, возможно, это и правильно с её стороны.
Дороги или дёшевы круизы Хуртигрутен? На первый взгляд они дорогие по сравнению с каким либо наземным туром по Норвегии, но… если учесть тот, факт, что лайнер проходит по всему Западному побережью с остановками, возможности наземных экскурсий, периодичность и разнообразие питания, наблюдение Норвегии «с воды», вариант «уединения от суеты» или наоборот - когда весёлая компания… то стоимость становится демократичной, особенно если её сравнить со стоимостью наземного путешествия вдоль всего Западного побережья Норвегии.
Уже спускаясь по трапу лайнера в Тромсё, мы увидели, как представитель Джаз тур оформляет на борт Поляриса участников экспедиции «Энергия Связного», которые отправлялись в своё путешествия дальше, на Север Норвегии, на мыс Норд Кап. И снова мы позавидовали огромной компании русских ребят, которые только начинают своё путешествие по Северной Норвегии, у них ведь впереди так много всего интересного.