Словенске-Нове-Место и очередная граница

Dec 11, 2015 08:20

Вот чудо-поезд ушёл, и на станции Словенске-Нове-Место воцарилась тишина.



Несмотря на то, что это главный ход Словацких дорог, движение не очень активное. Хотя воскресенье всё-таки.

Здание станции своей утилитарностью не выражает практически ничего. Зато без вкраплений современности здесь уютно.



Вдоль привокзальной улицы тянутся рельсы в лучших традициях урбанизма - встроенные в газон. Но это не трамвай.



Да и какой трамвай в городке с населением в полторы тысячи человек? Впрочем, выбор населённого пункта отнюдь не случайный. Здесь проведённая граница между Словакией и Венгрией также прошла прямо по живому, то есть по жилым кварталам. Но, в отличие от Комарно/ Комарома, где основная логическая часть  находится в Словакии, здесь большая часть города оказалась, напротив, на венгерской стороне.

Для понимания топонимики мест придётся выучить пару слов как по-венгерски, так и по словацки: hely - место в географическом смысле, új - новый, alja - суффикс "под", словацкое nové mesto - ну, тут всё понятно :) Итак, венгерский город называется Sátoraljaújhely, произносится как Шятор-айа-уй-хэй, только слитно, и в самом прямом смысле означает "Новое место под Шятором. А Шятор, по-словацки Šiatr, то есть "шатёр" - это высотная доминанта всей округи, гора удивительно правильной формы, в самом деле ужасно похожая на палатку-шатёр:



(Между прочим, на фото выше колёсный прицеп стоит ещё в Словакии, а домики на заднем плане уже в Венгрии - прим. ред.)

Чтобы окончательно запутать вас, замечу, что несмотря на то, что единый город когда-то помимо титульного венгерского Sátoraljaújhely имел региональное словацкое название Nové Mesto pod Šiatrom, клочок земли к северу от проведённой линии переименовали в Slovenské Nové Mesto, указывая на то, кто в доме хозяин, а раз в Словакии узаконено региональное двуязычие, пусть по-венгерски он будет просто Újhely, без шатра, чтобы отличать одно от другого. Феерия!

И между прочим, воленс-неволенс мы снова выходим на след доброго вояка Швейка. Вспоминаем классика: "Гуляш отправили в Тисалок, в Зомбор. Солдаты уж совсем отчаялись получить его, как вдруг поезд остановился в Новом Месте у Шятора, где под котлами снова развели огонь, гуляш разогрели и, наконец, роздали."



За исключением небольшой праздно гуляющей компании, на главной улочке пусто и сонно. Низкое зимнее солнце создаёт иллюзию раннего утра, хотя дело уже прилично за полдень.



Вот и восточная горловина словацкой станции, наблюдаемая с переезда, ведущего в жилой квартал. Влево убегают рельсы на украинскую границу, в Чиерну, а неэлектрифицированный путь вправо ведёт на венгерскую сторону и далее прямо на Серенч и Мишкольц. Лет пять назад здесь тоже был трансграничный челнок между двух стран, курсирующий несколько раз в день. Но то, что прекрасно действовало во времена отдельных государств и строго охраняемой границы, обязательно должно было быть рационализировано в эпоху единого ЕС и границ, соответственно, открытых, так что теперь все желающие отправиться вглубь Венгрии шлёпают три километра до венгерского вокзала пешком, ну или вызывают такси.



Собственно, всё Словенске-Нове-Место состоит из одной этой улицы Главной, которая за переездом упирается в пограничный мост. Здесь кончается Словакия, о чём нас бесстрастно уведомляют перечёркнутые знаки с названиями населённого пункта:



Вместо горделивого Дуная страны разделяются немноговодной сейчас горной речкой, или даже ручьём с названием Ронява/Роньва. Более символической границы по воде представить себе, наверное, нельзя.



Со словацкой стороны въезжающим предлагается рассмотреть аж шесть информационных табличек разной напряжённости указываемых данных. Собственно, сразу налево будет вокзал, а в сотне метров, за переездом, снова виднеется улица Главная.



Как с таким информационным забором не сфотографироваться? :)



С венгерской стороны всё чуть более лаконично и доходчиво. Заметим, что никаких словацких названий, опять же, не наблюдается. Впрочем, это и ни к чему, так как с обеих сторон Ронявы-Роньвы по-прежнему проживают почти исключительно венгры.



На таком символическом мосту очень хочется постоять и подумать о вечном судьбах народов Европы, глядя на брошенные кем-то в воду пачки от контрабандных украинских сигарет. Кстати, точно посередине моста, под перилами, есть специальный значок, указывающий точное место прохождения государственной границы. Так и стоял я: правой в Венгрии, левой в Словакии, паспорт в одном кармане ещё не покинул братьев-славян, а сигарета уже работает на мадьярском горном воздухе :)



Улица Ракоци ведёт прямо к горному массиву Земплина через центр города. Кстати, это далеко не простые лесистые горки. На их склонах произрастает замечательный виноград сорта Токай, из которого потом делают всемирно известное токайское вино. Принято считать, что все токайские вина делает Венгрия, но и у словаков, чуть севернее, местные винограды чувствуют себя прекрасно, а посему токайские разливают и там.



Этот рассказ был бы неполным без очередной скупой слезы по поводу раздела Австро-Венгрии по Трианскому договору. Памятный камень с табличкой на венгерской стороне визуально иллюстрирует заезжему туристу историю о том, как из одной исторической Земплинской области устроили две, Zemplín и Zemplén соответственно, причём словакам явно повезло чуть побольше.



В следующей серии: город Шатораяуйхей

словакия, венгрия, фотофакт, экзотика, границы

Previous post Next post
Up