Гуменное - Требишов - Словенске-Нове-Место

Dec 01, 2015 20:33

По Гуменному прошлись, пора двигаться на юг, через предгорья Земплина. Подали старый бауценский вагон. Veľmi, veľmi ľubim to!





А вы бы какой выбрали? Хотя выбирать, по правде, было не из чего: на юг, в сторону Кошиц, предлагался вагонный состав под тепловозом, новенький обтекаемый дизель справа собирался куда-то в сторону Прешова, а синий спальный вагон чешских дорог просто стоял рядом, ожидая своего вечернего часа и овернайт-трипа в Прагу.



Внутри бауценский вагон немного потёрт и потрёпан жизнью, но культуру путешествий образца 70-х годов из него так просто никуда не деть. Краткий ностальгический заезд объявляется открытым.



Забавная деталь: во всех сидячих и лежачих вагонах фабрик ГДР есть умывальные комнаты. То есть, конечно, есть и два туалета со входом через тамбуры в концах вагона. Но ещё в концах коридора есть два крошечных умывальных отделения, где даже можно закрыться и ехать стоя :) Ну или побриться электробритвой, например. Но если кроме шуток, то пассажиру из 70-х можно было помыть руки, не ломясь в скорее всего занятый при загрузке в 80 человек на вагон шалет. Женщины, я думаю, тоже оценили небольшое приватное пространство для мэйк-апа по достоинству.



Чуть севернее Требишова линия Гуменное - Стражское - Кошице сходится с ширококолейной линией (колея 1520 мм, то есть "русская") длиной 86 километров Ужгород - граница UA/SK - сталелитейный завод USS в Ханиске у Кошиц, которую построили специально для удобного подвоза железной руды в металлургический город в братской Чехословакии. Это второй пример такого глубокого "вторжения" широкой колеи в привычную нормальноколейную сеть, аналогичная линия в Польше гораздо протяжённее, но служит тем же целям. Буквально пару лет назад РЖД на пресс-конференции грозились продлить словацкую линию до самой Вены, создав там логистический узел. Но об этих "полётах через вену", правда, так же быстро забыли. Пассажирского движения на этой непростой линии нет, но есть рудовозы-тяжеловесы.



Линия построена одноколейной с очень длинными по местным меркам разъездами, электрификация на 3000 В постоянного тока, как и на всём востоке Словакии, пришла сюда не сразу, но относительно скоро после постройки. На фото ниже: разъезд Требишов-ШРТ, то есть таковой на ширококолейной линии.



О, а вот и поезд идёт! Точнее, стоит на разъезде. Слева видна ремонтная база широкой колеи с разной техникой и поездом контактников.



Пошли российские вагоны. Станция Магнитогорск ЮУР ж.д. Издалека прикатил, путешественник! По всей видимости, везут руду - состав идёт в Кошице. Потому что санкции санкциями, а экспорт полезных ископаемых по расписанию! :)



Добрались до локомотива. Хм...ЧС2?! Раз секция, два секция... Раз токоприёмник, два токоприёмник, три, четыре!.. Ой!



Конечно же, это не ЧС2, а Чебуратор-2, как я их шутливо называю, зверь-машина серии 125.8. Мощность на секцию составляет 2 МВ, что на целый двухсекционный локомотив примерно соответствует советским ВЛ10, но при этом в меньшем европейском габарите. Технически это всё та же классическая постояннотоковая E469 , то есть ЧС1, но с чуть повышенным сцепным весом, специально для вождения тяжёлых поездов с рудой. Однако, эти ребята ещё и катаются по СМЕ двумя локомотивами!



Итого имеем чуть более 8 мегаватт на состав, четыре поднятых пантографа из восьми, и гудящую тяговую подстанцию :) Как при этом словаки умудряются не пережечь одиночный (!) контактный провод - загадка. Справа, кстати, ещё продолжается "широкая" рембаза, заслонённая длинным составом. Тут как раз начинается станция Требишов, где у меня плановая пересадка. Ширококолейная линия удостоена почести проходить у главной первой платформы у здания вокзала, но раз пассажиров всё равно нет и не может быть, то вместо пассажиров там есть заборчик.
Итак, у меня пересадка на поезд-челнок до Михалян. На нём сегодня работает очередной раритет: "пантограф" 460-й серии, четырёхвагонная электричка. Везёт! Словацкие дороги стремительно модернизируются, и я скорее ожилал увидеть какой-нибудь СитиЭлефант, ну или новый моторный вагончик.



У "пантографа" обнаруживается множество приятных деталей, начиная от надписей типа "СТОП-КРАН", "открыть" и т.п. на русском, металлических табличек несуществующей уже компании-оператора ŽSR у ступенек, жёлтых лампочек там же - одним словом, артефактов давно забытых дней... Такими электричками комплектовали чехословацкие агломерации с интенсивным пригородным трафиком, то есть Прагу, Остраву, Брно, Кошице. Есть и аналогичная версия на 25 кВ ~ под нумерацией 560.



Внутри уютно, только досада, что графитчики с одной стороны забомбили хрень на пол-окна... Вот почему, спрошу я вас, в социалистической стране ЧССР, в городе Студенка, уже в 75 году выпускали электрички с мягкими диванами до затылка, подлокотниками и "ушками", а в прекрасном городе Риге в это же время прибивали реечки на деревянные лавки ЭР2? Риторическое, скажет кто... but why?!



А поезд уже отправился на юг и ушёл в сторону как от хода Кошице - Гуменное, так и от ширококолейной линии. В этом, прямо скажем, весьма негусто населённом уголке страны почему-то наблюдается повышенная концентрация железнодорожных линий, включая явно лишние соединительные (как эта Требишов - Михаляны) и специальные типа ширококолейной, причём большинство из этих линий ещё и электрифицированны. Преодолевая большие уклоны и кривые малого радиуса, "пантограф" спускается в долину к Самому Главному Ходу словацких дорог Жилина - Кошице - Чоп и далее в Украину.



В долине, медленно перевалив через все возможные и невозможные стрелки в одном уровне с главными путями, прибываем к "низкой платформе" станции Михаляны. Из второго вагона высыпается небольшой и довольно прилично себя ведущий табор цыган, ещё один верный признак провинциального востока Словакии.



А дальше от Михалян путь предстоит совсем близкий, в две остановки: Чергов и, собственно, Словенске-Нове-Место с очередной "низкой платформой". Здесь будет философское продолжение приграничных исследований, а пока предлагаю взглянуть на состав поезда Кошице - Чиерна-над-Тисоу, который вёз меня эти две остановки. Сперва всё выглядит прилично: электровоз 163-й серии, новенькие, прямо с завода, классные вагоны...



Эээ, секундочку! Да это же ещё один "пантограф", прицепленный в хвост! Это прагматичные словаки дают засылку состава в Чиерну, чтобы потом уехать оттуда отдельным дополнительным (т.е. непарным) маршрутом в сторону Кошиц, увозя в город вечером воскресенья всех дачников и прочих студентов. Но линия Кошице - Чиерна местами имеет сложный продольный профиль с 30-тысячными уклонами, поэтому электричка транспортируется в хвосте в "горячем" виде, и с машинистом, который при необходимости слегка поддаёт тяги на перевалах. Виртуозы, скажу я вам! (Для непосвящённых объясню, что такая езда чревата выдавливанием вагонов между "тягачом" и "толкачом", поэтому нужно держать связь между постами управления и постоянно быть начеку)



Думали, всё? Нет, это же Словакия, где невозможное возможно! К дополнительному "пантографу" сзади оказался прицеплен вполне плановый спальный вагон Братислава-Киев с пассажирами. Занавес!..



Тихо постукивая колёсами, сборная колбаса отправляется со станции Словенске-Нове-Место на восток. Чудеса, да и только!



А впереди ещё будет кое-что интересное - второй за поездку разделённый венгеро-словаций город Нове Место/Újhely. Не переключайтесь!

вагоны, словакия, железнодорожье, экзотика

Previous post Next post
Up