Кто-нибудь помнит Гэри Мура? Того самого, который "
Still got the blues"? Недавно я услышал его соло-проигрыш в автобусе и сильно напрягался, вспоминая название :)
Мне кажется, что это произведение - идеальный наглядный пример для изучения феномена "квинтового разрешения" на всю катушку.
Считается, что доминанта (пятая ступень лада) разрешается в тонику (первую ступень лада) - закон такой. Разрешение - это "снятие напряжения". Звучит доминанта - слышится некоторое напряжение. Потом звучит тоника - и напряжение "снимается" квинтовым ходом вниз, в физических терминах мы возвращаемся на уровень нулевого потенциала.
Также считается, что весь джаз построен на каденции под названием "
II - V - I". Если посмотреть "объективно" (не с точки зрения тональности, а "вообще"), то это ни что иное, как два последовательных квинтовых хода вниз. Иногда этот приём расширяется ещё двумя коленами - получается III - VI - II - V - I, то есть четыре последовательных квинтовых хода вниз.
Вернёмся к Муру и его блюзу. Это ля-минор, тональность без знаков. Каденция, которую я имею в виду, играется в соло-проигрыше и начале куплета (я намеренно откидываю украшения, чтобы оголить суть): ре-минор, соль-мажор, до-мажор, фа-мажор, си-уменьшенный, ми-мажор, ля-минор (плюс ля-мажор для перехода на следующий круг).
Эта циклическая каденция (если записать номерами ступеней, то IV - VII - III - VI - II - V - I) почти полностью состоит из квинтовых разрешений, обходит все ноты лада и возвращается назад. Одно единственное место, где вместо квинты играется тритон - это от фа к си (от VI к II) , и это совершенно намеренная коррекция, чтобы остаться в 7 нотах изначально избранного лада (а не уехать перебирать все 12 нот).
Не удивительно ли, что происходит 7 шагов, почти каждый из них - квинтовое разрешение (в физической модели каждый такой шаг - потеря потенциальной энергии), а в результате мы возвращаемся назад? Вечный двигатель?