pro Египет: хождение по воде

Nov 19, 2008 23:00

Мы уже четверо суток назад вернулись из Египта, но голову как-то пока не удаётся нормально прикрепить на место. Постоянные флешбяки, и даже в британском супермаркете начинаю транзакцию с "салям алейкум" и заканчиваю на "щокран". Много впечатлений и мыслей, попробую их понемножку сконденсировать в дневнике.

Хотя мы въезжали по туристической визе и жили в гостинице, целью нашей поездки вовсе не был туризм. Поэтому никаких пирамид, Долины Царей, катаний по Нилу на папирусных лодках или по пустыне на верблюдах не планировалось и не было осуществлено. Целью поездки было обучение особой сиддхе - хождению по воде.

По крайней мере два случая водохождения известно нам из Библии. Про Иисуса прямо сказано, что он ходил по поверхности воды, а про Моисея - что перед ним и его спутниками расступились воды Красного моря. Как мне удалось выяснить, оба эти случая совершенно неслучайно происходили в месте стыковки Азии и Африки. Красное море является особым местом силы (используя терминологию К.Кастаньеды), управление которой позволяет творить чудеса. Хотя тот, кто владеет мастерством хождения по воде, может теоретически делать это на поверхности любой взволнованной воды, для учёбы место силы подходит значительно лучше. Можно предположить, что ходить по воде Иисус учился именно на Красном море, а потом применил полученные навыки на Галилейском море (которое фактически озеро, и ходить по нему ввиду низкой плотности пресной воды ощутимо сложнее).

Свои первые попытки водохождения я предпринял три месяца назад в Северном море, но несмотря на мастерство учителя, я не смог достигнуть в этом деле существенных успехов. Мне не удавалось совладать с упрямой силой Северного моря, которая постоянно срывала меня с поверхности и прикладывала лицом об воду. Поэтому было решено найти более дружественное место для освоения базовых навыков.

Хотя Красное море целиком - место силы, в некоторых его местах сила раскрывается более дружественным образом. В таких местах были устроены специальные монастыри. Один из таких монастырей находится в 30 километрах на север от известного русскоязычным туристам курорта Хургада. Мне удалось списаться с настоятелем, отцом Кристофером, который заверил, что меня ждут и будут рады помочь, однако жить придётся в гостинице туристической деревни Эль Гуна, строящейся неподалёку. Про эту деревню я ещё напишу отдельно.

Мы прилетели и заселились в пятницу вечером, а утром субботы уже были у ворот. О. Кристофер сам открыл нам и впустил в полумрак помещения. Он сказал, что учить меня и ещё одного ученика будет брат Сильвиан, но что сегодня учёба не состоится, поскольку, как он видел внутренним оком, сила временно покинула эти места. Меня это ужасно огорчило, поскольку подтвердило опасения, которым я предавался 5 с лишним часов сидения в самолёте. Примерно час мы намеренно делали себя видимыми силе на берегу, но в конце концов пришлось сдаться и уйти. Мы немного побродили по улочкам Эль Гуны, поменяли деньги в банке и сходили на пляж. Как потом выяснилось, это была единственная возможность.

На следующее утро я сам почувствовал приближение силы, встал ни свет ни заря (побив даже поправку в поясном времени) и мы рванули в монастырь. Брат Сильвиан оказался здоровым загорелым детиной, говорил по-английски с лёгким французским акцентом и носил непробиваемые чёрные очки. Мы дождались прихода второго ученика - Пия - и все втроём вышли на открытое место. Сильвиан спросил каждого из нас, сколько мы весим, а также подробности наших прошлых попыток водохождения (Пий оказался ощутимо тяжелее меня, и у него было больше опыта водохождения; с другой стороны, у меня было больше опыта укрощения силы). Потом мы все вместе вернулись в здание, где брат Хуссейн выдал нам всё необходимое для учёбы. В частности, учиться принято было в коротком гидрокостюме. Глубина тренировочного места была не больше метра, но поначалу большинство времени мы проводили именно в воде, так что гидрики оказались очень даже кстати. (В первый раз я умудрился напялить гидрик шиворот-навыворот, не сообразив, что в таком виде они сушатся. Об этом мне тактично намекнул брат Сильвиан, но посоветовал не заморачиваться, а сконцентрировать все силы на учёбе.)

Согласно уставу монастыря, перед выходом на море каждый водоход (начинающий или опытный - безразлично) должен провести "настройку" на силу с одним из специальных помощников при монастыре - Яссиром, Мустафой, Махмутом или Шахатом. Никто другой не имел права помогать в такой настройке, даже если имел опыт. Для меня это было немного удивительно, т.к. бывало, что мне приходилось настраиваться на силу вообще в одиночестве. Но устав монастыря должен был соблюдаться всеми.

Аналогичную процедуру "отстройки" от силы нужно было проводить в обратном порядке также с одним из этих помощников. Когда я попытался попросить помощи у одного из водоходов на берегу, мне чуть не влетело. Таков устав.

Начали мы с простого упражнения: нужно было лечь на воду, и используя только силу, встать на дно. Не остановив внутренний диалог, я прослушал объяснение, и в результате пытался выполнить совершенно другое упражнение - разумеется, у меня ничего не получалось, и я, поднимая тучу брызг, шлёпался задницей на дно. Сильвиан терпеливо повторил объяснение, и у меня всё получилось.

Потом мы приступили собственно к водохождению. Здесь я должен раскрыть один маленький секрет: феномен водохождения возможен исключительно в движении (Иисус ходил, а евреи во главе с Моисеем - вообще бежали, не оборачиваясь). Невозможно просто "стоять на воде" при помощи силы - поверхность воды просто-напросто не держит вес человека. Ну, или если возможно, то это искусство совершенно другого порядка, которому в этом монастыре не обучают. Итого, мы имеем дело со сложнокоординированной двигательной деятельностью, в которой можно выделить две фазы: (1) встать с помощью силы на водную поверхность и (2) по возможности сразу же начать по ней перемещаться. В каждой фазе сила используется по-своему.

Моя ошибка заключалась в том, что я пытался "встать и пойти" на одном движении, не понимая, что на фазе вставания силу нужно направлять горизонтально и не уравновешивать (это и позволяет встать), а на фазе движения тело и сила уравновешивают друг друга, так что сила используется только для перемещения по горизонтали, и опрокидывающий момент равен нулю. Фазу вставания можно тренировать отдельно, но фазу движения можно начать только уже встав. Инерция тела позволяет допустить между фазами небольшую паузу, но от неё лучше постепенно избавиться.

Вообще интересно наблюдать, как собственный организм приспосабливается к новой двигательной деятельности. Сначала всё идёт через мозг, очень медленно, ресурсозатратно и неэффективно: одну ногу пододвинь, вес перемести, обопрись на силу, перенаправь силу, приподними стопу, перешагни волну, и т.д. Постепенно это всё уходит в подсознание, тело движется само, скорость повышается, а голова освобождается для более высокоуровневого планирования. Когда после автоматизации разум пытается встрять в процесс и изображать "свободу мысли" - "а что если я попробую переместить вес на заднюю ногу?", то ответ на такую шальную мысль приходит извне, быстро и может быть болезненным - например, можно со всей дури шлёпнуться об дно или поднимающийся со дна коралловый риф. Собственно, даже удар об "мягкую" воду головой на большой скорости может быть весьма неприятен. Так что думать в принципе можно, но лучше не словами.

Первый день обучения состоял из двух сессий по два часа, в течении которых я довольно много нахлебался солёной воды, побился об буйки и дно, и вообще меня здорово пошатывало. Чем дальше, тем меньше (как мне казалось) за мной смотрел брат Сильвиан, так что ощущение, что я остался один-на-один со стихией усиливалось. В какой-то момент я даже поймал себя на том, что разговариваю с покойным дедом (он был военным) - пытаюсь убедить его в том, что я тоже на что-то годен.

Однажды каким-то чудом мне удалось встать левым плечом вперёд и пройти на шатающихся ногах довольно далеко, метров 100 наверное. Сильвиан почти мгновенно оказался рядом (сам он перемещался по воде, как будто родился водомеркой) и посоветовал немедленно прекратить, а вместо этого учиться вставать правым плечом вперёд. Меня это ужасно обидело - я почему-то решил, что эти "героические" 100 метров - моё основное достижение, поэтому стоит забить на правое плечо и вставать левым, пока из этого не получится чего-то практического. Но Сильвиан настаивал, и мне пришлось покориться.

Ещё долго я безрезультатно хлебал воду, и наконец совершенно замёрз, так что из воды пришлось вылезать. Мысли путались, я никак не мог решить, научился я чему-то за первый день или нет. Дело в том, что наш изначальный договор с о. Кристофером подразумевал, что первого дня должно было быть достаточно для обучения, и помощь братьев мне больше не потребуется. Однако было очевидно, что я не хожу по воде. Каких-то жалких 100 метров... Брат Сильвиан прозрачно намекнул, что завтра он будет учить новичков, но если мы с Пием придём пораньше утром, он присмотрит и за нами. Это вселило дополнительную надежду.

На следующее утро я топтался у ворот монастыря, и как только они открылись, я был почти что первый в каморке у Хуссейна. На этот раз гидрик был надет правильной стороной, что несколько добавляло мне уверенности. Кроме того, встать и пойти левым плечом вперёд у меня уже получалось практически через раз, и несколько раз удалось на правую сторону. Постепенно моё тело как-то адаптировалось к силе, движения стали менее резкими, более соответствовали водной среде. Брат Сильвиан снова материализовался за моей спиной и велел сконцентрироваться на хождении против силы. "Ты должен всегда стараться сделать лучше, чем возможно сделать," - сказал он и вернулся к группе новичков.

Тем временем новички знакомились с силой в её наиболее грубой форме: ученики разбивались на пары, в каждой паре был передний и задний. Сила, прикладываемая к центру тяжести переднего (в районе пупка) мощным рывком вытаскивала его из воды, а задний, обнимая переднего за талию, пытался его удержать. В результате они выскакивали из воды парами, но не имея под ногами никакой опоры, шлёпались обратно в море. Наблюдать за ними было забавно, приятно для самолюбия, но утекало драгоценное время, и мне пришлось вернуться к своим занятиям.

Поначалу кажется, что идти против силы, используя эту самую силу для поддержки, это абсурд. Но постепенно с этим предрассудком удалось справиться, и сначала робкие шаги постепенно стали более уверенными. Постепенно удалось освоить этот манёвр в обе стороны, и это была большая удача, поскольку больше не нужно было бродить по пояс в воде спиной вперёд, чтобы вернуться в место старта - я мог встать на воду, пойти в любую сторону и вернуться, погружаясь в воду только на разворотах! И снова рядом со мной нарисовался Сильвиан и показал, как разворачиваться, оставаясь на поверхности воды. С этого момента я работал в основном над разворотами. Основная автономность была уже достигнута, и я мог заниматься без посторонней помощи. Правда, меня выгнали из "песочницы для учеников", но это был естественный шаг, так что я покорился с радостью.

Первые пару дней меня очень напрягало, что в "песочнице" постоянно толкутся посторонние люди - либо уже умелые водоходы, либо просто зеваки или купальщики. Как правило, водоходы нас ловко обходили, но само их присутствие и близость было для моих нервов большим испытанием. Себе я объяснял, что боюсь за жизнь и здоровье других людей, но на самом деле в этом чувстве было много греховного - жадность ("понаехали!"), неуверенность (люди смотрят, как у меня ничего не получается), зависть (у них получается, а у меня - нет). Мысленно я переругивался с ними, но ничего не мог поделать. После того, как я научился ходить против силы, первое время я испытывал к себе то же отношение, что сам порождал по отношению к вездесущим умельцам. Поэтому и выход из "песочницы" воспринял одновременно как повышение и освобождение.

За пределами "песочницы" всё было куда динамичней. Люди по одному и группами ходили и бегали в разные стороны, кто-то уверенно, кто-то как и я периодически макался в воду, но теперь я чувствовал себя на равных с остальными. Да, многие ходили лучше меня. Но были и полные новички, которые непонятно почему вообще были здесь. Этих я лихо обходил, что здорово подпитывало мою самоуверенность. Работая над точностью и скоростью, я старался не мешать окружающим, но если это иногда случалось, с лёгким сердцем списывал себе все грехи. Ощущение незнакомой раньше свободы меня полностью захватило, и на этом ощущении пролетело ещё четыре дня.

Где-то на второй день я случайно столкнулся с двумя посвящёнными из Малабара. Они вели себя довольно уверенно, и как потом стало ясно, не даром. Приехали они так же как и мы - на одну неделю, но с людьми из монастыря практически не пересекались и учились самостоятельно. Ещё пару дней мы видели их на территории монастыря и на море. Думаю, что по крайней мере один из них имел седьмую, т.е. последнюю, степень посвящения - судя по тому, что он умел продолжительное время лететь над водой, не касаясь её вообще. Второго я на море не видел, ничего сказать не могу.

В предпоследний день я снова нырнул в темноту к о. Кристоферу. Он поинтересовался моими успехами, и я, немножко волнуясь, спросил его, сможет ли он принять у меня экзамен. Он согласился, дал мне книжку по теории и подчеркнул наиболее важные места. Через полчасика я вернулся и сдал теоретическую часть, а потом он вышел, щурясь, на солнце, и посмотрел, как я справляюсь с силой и водой. Всего я успел пройти раза четыре туда-сюда, немного даже против силы и чудом не макнулся ни на одном из разворотов. В конце я по возможности осторожно подошёл к самому берегу. Отец Кристофер подтвердил, что я заслуживаю посвящения пятой степени (из семи) и пообещал выписать об этом справку, оставив меня на воде. После этого я как будто разучился делать то, над чем работал несколько дней - стал падать в простейших ситуациях, почти сталкивался с другими людьми и несколько раз ушёл с головой под воду. Было даже как-то неудобно возвращаться за справкой, но я переборол себя. В конце концов, я же собирался ещё практиковаться! Отец Кристофер меня успокоил, объяснил некоторые ошибки в положении тела, дал ещё пару ценных советов, вручил справку, и мы распрощались.

В тот же вечер мне удалось подловить Сильвиана "на рюмочку чаю", когда он выходил из моря с очередной группой учеников. Он торопился, но согласился немного поболтать, и за банкой кока-колы объяснил мне одну давно интересующую меня подробность, касающуюся ходьбы по воде задом (да, есть и такое!). Он утверждал, что это не сложно, и подбивал меня попробовать. Что я и сделал в последний день, за несколько часов до отлёта. Правда, был довольно опасный отлив (порой до дна было всего сантиметров 10 воды), что здорово усложняло любые манёвры вообще, и я несколько раз зацепился пяткой об камень. Но тем не менее пару раз рискнул повернуться к силе лицом. Разумеется, тут же вернулась вся симптоматика первого дня, но задом наперёд: не хватает силы - падаешь на грудь, перебор силы - улетаешь спиной вперёд. Снова балансирование, снова шатающиеся ноги, но уже в совершенно новом развороте.

А потом просто закончилось моё время и пришлось возвращаться. Волшебное измерение быстренько свернулось, египетское вечное лето сменилось промозглой британской осенью, сон удлиннился обратно на два часовых пояса. Но мне уже не спится так сладко, и я вскакиваю ни свет ни заря. Вскакиваю в надежде снова испытать это чувство скольжения по поверхности воды... А за окном - осень.

* * *

Сидя сегодня на работе, я попытался выяснить, кто же такой был брат Сильвиан? Из короткого разговора с ним я знал, что он проводит в монастыре только некоторую часть года, а остальное время живёт и работает в Женеве. Это была глупая затея, но я как-то отдался ей целиком, и мне удалось найти кое-какую информацию: фамилию брата Сильвиана, место его работы и даже кое-что про его отца. Несоответствие "мирской" деятельности Сильвиана и того, чем мы занимались эту неделю, поразительно. Такое ощущение, что речь о двух разных людях. Но я своими глазами видел этого двойного человека - он может.

чудеса, skill development, кастаньеда, эмоции, железные люди

Previous post Next post
Up