ранжирование как тренировка души

Nov 25, 2006 22:06

На днях мне попался текст Гюрджиева "Закономерное разнообразие проявлений человеческой индивидуальности", который каким-то чудом избежал моего внимания раньше. По-видимому, сравнение человеческой машины с системой хозяин-кучер-лошадь-повозка я встречал в другом месте.

В этот раз по поводу тренировки связки лошади(души) и кучера(разума) мне подумалось следующее. Если душа оперирует положительными и отрицательными эмоциями (притяжение-отталкивание, хочу-уберите), то неплохо было бы познакомить с этой системой понятий, "языком", разум.

Связанную с этим процедуру большинство из нас проделывало в детстве. Был такой вид общения: ребёнок А задаёт ребёнку Б серию вопросов - "какой твой любимый цвет?", "... второй любимый цвет?", "... третий любимый цвет?", и так далее. Или, скажем, в индивидуальном порядке устраивался "рейтинг класса": "самая красивая девочка", "следующая по красоте", и т.д., и т.п.

Что здесь происходит? По-видимому, следующее. Дети просто распределили роли, чтобы проще было изучать мир. По сути же это разум (ребёнка А) пытается изучить систему понятий души (ребёнка Б). Он уже понимает, что душа действует одномерно, она умеет сравнивать объекты на оси. Используя душу ребёнка Б как эксперта, разум ребёнка изучает взаимное расположение этих объектов, ищет/строит язык для взаимодействия с душой.

Когда человек взрослеет, подобные вопросы на более сложных объектах легко ставят его в тупик. Например, расставить полку книжек или список названий фильмов "по степени нравящести" он уже не может - возникает куча критериев, в которых он легко запутывается. Однако можно попытаться вернуться к азам - сортировке цветных карточек или запахов - и тогда есть шанс обратиться непосредственно к бедной загнанной лошадке, минуя базар развыпендривавшегося кучера.

какой я умный, ЧП, краски жизни, skill development

Previous post Next post
Up