Попалось как бы случайно, оказало очень сильное воздействие: Эпиктет, "
В чём наше благо". Уже несколько дней под впечатлением.
Это очень светлая книга (если не сказать статья - там при печати всего-то вышло 18 неполных A4) по ЧП, несмотря на то, что была надиктована в первом веке - по сути это ЧП.
Ничего лишнего, никакой идеологической/конфессиональной мишуры. В предположении некоторых бесспорных качеств Бога и Творения выводится, что такое Свобода. Чистый принцип Оккама :)
Кто-то мне раз сказал:
-- Помоги мне твоим советом. Я нахожусь в зависимости от одного богатого и властного человека. Если я не стану ему подольщаться, он меня высечет и не станет кормить. Как мне поступить в этом случае?
-- Всякому человеку,-- ответил я,-- лучше не быть битым и получить пищу, чем быть битым и не получить пищи.
-- Но ведь он требует от меня того, что унизительно для меня.
-- А это уже твое дело. Если ты хочешь себя продавать, то ты один можешь решить, во сколько ты себя ценишь. Разные люди продают себя разно. Я тебе отвечаю так потому, что если ты действительно не хочешь себя продавать, то не станешь спрашивать моего совета, а сам по себе не сделаешь ничего такого, что недостойно настоящего человека.
-- Но что же подобает делать настоящему человеку?
-- А на это, брат, ответить можешь только ты сам. Спрошу и я у тебя: как узнает бык, что он один так силен, что может защитить свое стадо от хищного зверя? И почему он бросается навстречу врагу, а не убегает прочь? Ведь ясно, что он хорошо знает свою силу и понимает, что должно делать настоящему быку. Точно так же и с нами. Кто из нас захочет жить разумно и по совести, тот сам поймет и почувствует, что подобает настоящему человеку, и сумеет, конечно, не сразу, а постепенно, стать таким человеком. Вот об этом-то и нужно стараться и хлопотать, а не тратить попусту своих сил на то, что неразумно и не нужно.
* * *
Когда ты заметишь, что ты начинаешь в душе своей упрекать Бога, то разбери внимательно то, чем ты недоволен, и ты увидишь, что оно так и должно было быть и не могло быть иначе.
-- Да неужели, например, справедливо, чтобы вот этот бесчестный человек имел больше денег, чем я?
-- Вполне справедливо, потому что он и хлопотал из-за денег больше, чем ты. Он подделывался к людям, обманывал их, обирал несчастных, по целым ночам напролет неустанно трудился для того, чтобы нажиться. Чему же ты удивляешься? А ты посмотри, больше ли у него разума и совести, чем у тебя. И ты увидишь, что у тебя больше всего того, из-за чего ты хлопотал и старался. То, что ты бережно хранил ,-- свою честь и совесть,-- он продавал и получил за это ту награду, которую искал. Но ведь человека, который бесчестно приобрел богатство, мы не можем назвать счастливым,-- мы, которые знаем, в чем истинное счастие. Мы знаем, что Бог справедлив и отдает то, что лучше тому, кто лучше. Чистая совесть -- не гораздо ли лучше богатства?
Тут можно, конечно, порассуждать о сиддхах, проявляющихся у тех, кто работает над внутренними штуками, но это отдельная тема :)