В Баку Иванишвили заявил, что
он не против ж.д. Карс-Ахалкалак-Тбилиси-Баку, что вроде противоречит
его предыдущим высказываниям.
Звучит пока что смешно, но возможен и такой гешефт: когда недавно Грузия заявила о целесообразности открытия ж.д. через Абхазию - а это подразумевает открытие ж.д. сообщения между Арменией и Россией, между Грузией и Россией, между Ираном и Россией, то из Азербайджане резко среагировали, мол: мы тут против этих злых эрмяниляров блокаду-млокаду устраиваем, а вы им дорогу открываете?
Т.е. Азербайджан вмешался явно не в свое дело (в абхазский конфликт), и явно поставил политические аргументы перед эканомическими. .
А теперь вот имеют зеркально противоположную ситуацию: они сами по поводу ж.д. Карс-Ахалкалак ссылаются на то, что мол
это же чисто эканомический проект; мол мы этой ж.д. никого не блокируем, мол это против Армении не направлено, и даже злая Армения может к этой ж.д. присоединится.
Т.е. если через месяц опять поднимут вопрос ж.д. через Абхазию, то для Баку будет некомфортно требовать у Грузии: эту ж.д. не открывайте ибо это нужно нам для блокады Армении, а ту другую ж.д. открывайте ибо железные дороги ведь с политикой не связаны… просто эканомика… Т.е. маневр Иванишвили в Баку создал более благоприятную почву для открытия ж.д. через Абхазию.
***
Касаемо же выгоды Грузии от ж.д. через Абхазию. До Саакашвили связь Грузии с Ю. Осетией и с Абхазией в целом функционировала. Люди ездили по делам, покупали что-то, продавали… Считалось, что хоть такая связь с данными регионами выгодная Грузии, т.к. они хотя бы эканомически связаны с Тбилиси.
После Революции Роз в Грузии началось развитие и организация государственной машины. Это вселяло в Грузию надежды, что окрепшая Грузия с поддержки Запада решит территориальные проблемы. Тогда дороги с Ю. Осетией и с Абхазией были закрыты, и это закрытие воспринималось как предупреждение: “Сухуми и Цхинвали, мы с вами на полном серьезе. Если вы не снами, то мы с вами на демаркационной линии колбасой и яблоками торговать не будем. Вам будет худо.” Тогда это закрытие границы имело смысл и воспринималось серьезно, особенно после возвращения юрисдикции Грузии над Батуми, что было сделано политическими методами.
Но если тогда закрытие границ имело смысл, то после Августовской войны, после признания отколовшихся регионов Россией, после обустройства там крупных российких баз и… и теперь уже после поражения Саакашвили на выборах, и попыток Иванишвили начать с Россией новый диалог, закрытые границы с Ю. Осетией и с Абхазией уже контрпродуктивнo. В Грузии мало людей верящих, что в ближайшие годы удастся восстановить юрисдикцию Тбилиси над Цхинвали или Сухуми, тем более с помощью Запада...
Дополнительную поправку вносит Время: годы идут, и в непризнанных республиках ростет поколение, которое никогда не было в Тбилиси, никогда не пило воды Лагидзе, и для которых Телави и Гюмри почти в равной степени чужие, незнакомые города...
Поэтому держать дороги с через Ю. Осетию и Абхазию становится уже бессмысленным, а значимость приобретают те факторы, которые побудили бы и Россию к открытию этих дорог. А для России стимулами могут быть связь с Арменией, связь с Ираномм, а также возможная нормализация с Грузией, что было бы сильным шагом по сдерживанию в Закавказии роста влияния тандема Турция+Азербайджан.
В регионе плавно начинает формироватся ситуация, когда чашы весов уже склоняются в соторну сил, которым нужно открытие дорог с Севера на Юг.
http://javakhk.livejournal.com/618695.html