Мосты и реки (картина вторая. Отечественная)

Oct 10, 2013 16:08

(Можно же себе позволить хотя бы энное количество минут ленивости и эмоциональной разрядки?:)... Тем более, что не просто "брат, писать очень сложно", но иногда даже обдумывать то, что, в общем, просится написаться, физически больно:)).

Если бы не наши дороги, не цены на авиабилеты по стране, и не отсутствие нормальной туристической индустрии, я бы, вероятно, объездила все возможные реки и горы... Впрочем, ни от чего не зарекаюсь, а по-прежнему мечтаю о таких поездках. - А пока выложу уже виденное. - У Д.С. Лихачева мне приходилось читать о том, что для Руси-России, для ее истории, развития, культуры ось Восток-Запад (привет скифам:)), возможно, серьезно уступает по значимости оси Север-Юг. И действительно, не говоря уже о торговых путях из варяг в греки, на Руси как будто столкнулись два вектора - северный, варяжский, и южный - православный, киевский... Меридиональная концепция культуры. - Не то, чтобы только ею все и исчерпывалось, но с этой точки зрения Россия представляет своего рода перекресток, крест, в котором не столкнулись - а сплелись все стороны света, все его, света, чудеса, жестокости, прелести и порывы...
Итак, с севера на юг.

I. "Мой теплый север устал выручать меня"

На Белое море занесла меня судьба научная, но два дня под Архангельском помнятся до сих пор как специальный и незаслуженный подарок. (Именно там, помимо всего прочего, посчастливилось познакомиться с любимым проф. Ю.Б. Орлицким, который в конце вечера (глубокой белой ночью) так вот и скажет про меня: "Хм, и не думал, что в педах бывают такие ученые" (хотя какой я, прости господи, ученый, особенно на его фоне)).
Белая ночь на Белом море (там правда светло как днем, заснуть невозможно совершенно)


край земли, дальше - море, полюс, Бог.

II. Остров
Знаю, что лунгинский фильм снят не о Валааме, знаю, сколько там было и есть пролитых - слез, страстей, яростей... И по поводу раннесоветских попыток устроить тир из алтарной преграды Преображенского собора, и по поводу послевоенных инвалидов, обреченных на умирание там, вдалеке от всеобщего счастья, и современных споров светских и церковных властей острова... - Но я видела его в лучах летнего солнца, среди синей глади вод, переливающимся от любви и благости, от красоты и напряженной молитвенной тишины. Чудный рай на земле, каким бывает Валаам всего несколько дней в погожую погоду, а не среди стужи, ветров и снега.



Ну и я - бесконечно тогда счастливая. И с глиняным колокольчиком, куда ж без глиняного-то колокольчика:).


"Небо было высоко, рожь была прекрасна, и душа, не заслуживающая этих улетающих небес, жаждала неторопливых болей"... - Кижи. Храм Преображения Господня (когда-то он будет прежним, будет ли - песня рукотворная ажурная?)


III.
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте (Н. Рубцов)



Я понимаю, что у каждого свое собрание самых красивых мест на земле, но в моей личной коллекции водораздел озер Пасское и Бородаевское, на гребне которого стоит основанный учеником Сергия Радонежского Ферапонтом, пошедшим со Св. Кириллом с юга на север одухотворять дикие, но дивные земли, - может быть, самое красивое... Не знаю. Но прав Рубцов - тут сошлось слишком многое: природа, Дух, фрески Дионисия, сосновые боры, курчавые травы, тропы в небеса... Снова - юг, север, запад, восток. Эх, сорваться бы туда теплой весною, а?... Ну и Лавр водолазкинский бродил и чудеса творил где-то рядом.


IV. Вниз по волшебной реке...

Свирь


Волга у города Мышкина (сам городок - очарование и умелый музейный проект. Музеи валенок и прялок - о моя славянофильская душа!:))). Но вот титульный музей мыши - это полный сюр и кич, увы:().


Волга - Угличское водохранилище. Углич.


(Идя по Угличу, где машины пропускают пешеходов, думаешь: ну почему иностранцев традиционно возят в Питер? Небось он им кажется той же Европой, только в русопятом варианте:(. То ли дело именно Углич!)

Волга. Калязинская колокольня.


Есть такие крепости, которые так и не смогли взять большевики. Лучше всего об этом сказано у Солженицына в Крохотках (отрывок) . В общем, не все подвластно в этом мире не токмо человеку с ружьем, но даже человеку с динамитом.

Канал Москва-Волга


И наш кораблик в вечерних тенях, на котором мне повезло познакомиться с замечательными и добрыми друзьями, теперь вот - кумовьями:).


V. "Где сердце Москвы?" (Пильняк, "Машины и волки")

Мне всегда было странно, что вот про Питер известно - "город на Неве", а про Москву - понятно, что "порт пяти морей" и другие имперские претензии, но как-то менее всего Москва ассоциируется с речным городом. Почему оно так? Почему Москва-река для города совсем не то же самое, что Темза для Лондона и Сена для Парижа? Что в московской сухопутной мифологии, прячущей реки в коллекторы, не принимает реки и ее движения? Да, московский сюжет - это сюжет огня и пожара, а не дождя и наводнения (ср. с питерским) (именно поэтому когда за несколько месяцев сначала горит московское метро, символическое советское подземелье, а потом на ровном месте несколько раз гаснет факел... не надо быть писателем и журналистом, чтобы пуститься в далеко идущие аналогии и прочие словесные метафоры:)). - Не праздно вопрошал Пильняк. - Река - сердце ли города, его ли центральная вена, флейта-позвоночник? - Даже проплывая по Москве-реке, не можешь отделаться от ощущения, что только немного в центре город как бы презентует себя реке, с реки можно им полюбоваться, ну а дальше по течению - страх и ужас, безликие многоэтажки, отсутствие набережных, тоска, тоска...

Это - один из самых любимых фрагментов, подножье Воробьевых гор, место силы


Вид на реку с любимого мостика - моста Богдана Хмельницкого


Ну и Большой Москворецкий, хоженый-перехоженый...




Коломенское. Вид на реку.


VI. А парт. Немного личного.

Мой крохотный залив большого московского канала, где мы гуляли с песиком, где кажется, что Москва все-таки очень далеко, где с высокого берега ясно различается граница города. Мое личное и милое пограничье:




(Снято глубоким октябрем. Где сейчас такие октябри?????)

VII. Батюшка...

Дон. Тихий Дон. Бурный, сильный, отец Дон. Река, бывшая в продолжении определенного количества лет моей судьбою:) (что, в общем речном моем контексте, неудивительно). - Донской край, чужой для столичного человека, но в то же время такой близкий, знаемый каждым словом, широкий, привольный, горький, зовущий своим разнотравьем...


(те самые Вешки и памятник тем самым героям)


(и меня немножко на донском бережку:))


...Дон льется к югу, там, в его низовьях, плещется морская чаша, там, совсем далеко, детский остров Крым, мое первое море, первые волны, уроки плаванья, бабушка и дедушка, еще совсем молодые, там горы и Мисхор... - впрочем, это давно уже другая жизнь и другое государство. Во всех смыслах.

Перелистывая фотографии, вспомнила все-то мои речные и мостовские сюжеты. Прямо хоть сказки сказывать, честное слово:).

"Мой город мне дарит…
он манит
Свежим румяным боком,
Пряничным вкусом подарка -
Все арки его,
Все руки улиц,
Все спуски, холмы и пригорки -
Все купола и колокола -
Отныне -
Дуги мостов
Меж двумя прямыми."...

Продолжения не будет.

птичье-перелетное, природа, зарисовка

Previous post Next post
Up