Апрельская метель

Apr 09, 2013 15:08

И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.

Быть может, прежде губ уже родился шепот
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
О.Э. Мандельштам

Благовещение началось со снега (и если про метель августа как метафизическую категорию мы очень даже наслышаны, то апрельская метель - это все-таки новый такой опыт, да), с ожидаемой тесной соборности на службе, со все тех же внутренних размышлений, особенно острых именно в церковных контекстах, а спираль стала разматываться в самые, казалось бы, неожиданные стороны и образы…
Многие виденные европейские Благовещенья, органный концерт, музыка Баха… Как там, у Галича, хотя и совсем про другое: « - С добрым утром, Бах, - говорит Бог, - С добрым утром, Бог, - говорит Бах». …Все-таки, хотя орган - сам себе инструмент-оркестр, хотя играть на нем можно и музыку вполне светскую и даже современную, но когда орган говорит музыкой Баха, то не слышать там Бога, не думать о нем - практически невозможно, даже если, казалось бы, формально пьеса к религиозной тематике никакого отношения не имеет.
…Известно, что благую весть доставил Марии архангел, который сумел и ей, и на все будущие времена объяснить, что начинается новая эра. (Кстати, начало Евангелия от Луки со всеми этим подробностями, гимнами, типологическими сравнениями, все это ощущение нового, предвозвестие будущего - как это сделано…) - Но, скажем, у Иоанна или вот у Моисея, в Пятикнижии - на каком языке были произнесены первые слова? На иврите? На ностратическом? На борейском (не бореальном, а том, что гипотетически еще древнее ностратического)? - На каком языке Он заповедал не прикасаться к Древу познания, спрашивал у Каина про брата его, Авеля?... Были ли это слова, произнесенные вслух, проартикулированные фонетически?
Да, конечно, я все понимаю про метафоричность и символизм. - Про то, что любой настоящий пророк слышит Его голос в душе - вернее, в Духе и Истине, духом своим, но пересказывает при этом не дословно, а так, как это мог бы сделать переводчик… (Тут еще одно кстати: перечитываю, а фактически читаю заново книгу Исайи по современному переводу РБО. И хотя к самим принципам наименований и комментариев там у меня тьма вопросов, но как же мощно, как ярко звучат там Его слова, Его образы и метафоры! Коллега И.Л. Бражников любит говорить о том, что слово «революция» происходит от позднелатинского «разворачивать», которое у Коперника («De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер»,1543)) означало вращение небесных сфер, а применительно к библейским реалиям может пониматься как разворачивание свитков с текстами… Так вот, у Исайи Господь обещает свернуть небеса - зрительно это представляется именно сворачиваемым свитком. Практически Коперник, если на уровне метафорических схождений). - И, скручивая все это в единое предложение, я думала о том, что, вероятно, наиболее адекватно этот Голос в Небесах, Голос, говорящий с Иовом о том, Кто сотворил свет, землю, море и левиафана в море, Голос с горы Фавор, переливающийся Светом и возвещающий правду о Сыне…, - может быть представлен моим женским воображением именно звуками вздыхающего органа, пением и перекатами его рвущихся вверх труб, рокотом его нутра, его громом, его шепотом, его специфической мелодикой, поглощающей, втягивающей в себя пространство и время…
Где-то там, за крылами Гавриила - во вневременном контексте уже сбывшихся сроков - наверное, тоже пел аккомпанементом орган. Нотами Баха. Голосом Бога…
И хотя этот пост я провожу, увы (увы, ибо который год я пытаюсь хоть как-то приблизиться если не к идеальному, то хотя бы к приемлемому проведению поста. Я не в пищевом плане, если что), увы, не намного лучше прежнего, а самые большие его достижения, возможно, являются плодом не просто самообмана, но хорошо продуманной и просчитанной провокации (угу, я про темные силы, про них самых), - мне все-таки, пусть иногда, пусть минутами, начинает казаться, что крошечку мудрости не думать о себе, не желать яростно только ради себя и для себя, не сходить с ума от того, что все не так и не будет так (а будет - как я даже себе не могу представить, но все мои домашние заготовки мне точно не пригодятся) - мне перепадает. А крошечка мудрости сеет в душе толику счастья, сложного («это только дубли у нас простые!» (С)), мудреного счастья смирения и принятия, склоненной головы перед чужой правотой и чужими точками отсчета… Ну и (немного) гордости за эту чужую правоту и чужое поведение, когда они того заслуживают.
И многотрубный орган звучит. И апрель ширится и светится солнцем…

княжна Марья, женская логика, впечатления, настроение

Previous post Next post
Up