Я страшно не люблю современное российское кино. Даже не уговаривайте. У меня одна жизнь, и я не хочу наполнять ее чем-то вызывающим тошноту.
Грустно и трезво оценивая наметившиеся тенденции,
Руки умыв как следует, скажем открыто и смело -
Массовые расстрелы творческой интеллигенции,
Творческой интеллигенции массовые расстрелы.
...Не нужны нам ваши книги, выставки, концерты и лекции.
За прошедшие четверть века это всё уже осточертело.
Но всё исправят расстрелы творческой интеллигенции,
Творческой интеллигенции массовые расстрелы (с).
"Командира" я посмотрела после положительных отзывов людей, с которыми представления о прекрасном у меня в основном совпадают. "В конце концов, риск - благородное дело. Вдруг, в самом-то деле, луч света в темном царстве (анти)российской быдлоиудокультурки блеснул?" - вяло уговаривала я себя, приступая к просмотру. И первые минут 30 следила за сюжетом, невольно ожидая подвоха. Какого-нибудь неоднозначного террориста, недолюбленного в детстве мамой и залишавшегося "базального доверия к миру". Каких-нибудь "ментов", неотличимых от уголовников. Какого-нибудь открытого или завуалированного плевка в Советский Союз.
Не дождалась. Фильм действительно хороший. И, что самое главное, - он - о хорошем человеке. Современные "мастера культуры" в основном подонки, в самом прямом смысле слова, поэтому их попытки поставить спектакль по мировой классике, снять фильм или сериал о герое, сыграть героя - это взгляд подонка на Гамлета.
Выведем всех без ботинок к оврагу в тумане утреннем.
Это же так романтично - по росе босыми ногами.
Да вы же и сами, наверное, всё понимаете внутренне -
Какое искусство, к дьяволу, вам просто хотелось нагадить (с).
Фильм - краткая биография Геннадия Зайцева, создателя и командира легендарной группы "Альфа". В главной роли - однофамилец героя, талантливый актер Кирилл Зайцев.
Хорошие, по-настоящему, безо всяких червоточин и двойного дна, хорошие люди - есть. И они как раз такие - из доброго, ответственного, смелого мальчишки вырастает рыцарственный и чистый юноша, а из юноши - несгибаемый благородный мужчина, для которого честь дороже жизни, а жизнь посвящена служению Родине. И борьбе со злом, функцию которого отправляют те, кто ничему не служит, кроме собственного благополучия. Зло - оно такое: сентиментально сюсюкает со своей дочечкой-кровиночкой, захватив в заложники три десятка чужих малышей.
Еще раз: люди, у которых нет ничего святого, ничего превыше собственного (и жен-мужей-диточек) благополучия, отправляют имманентную им функцию зла. Не переставая сюсюкать со своими ребенками, котиками и собачками и клясться в любви мужьям и женам, как террорист Хачиянц.
Основная проблема постсоветского кинематографа, нет, даже две проблемы, - отсутствие положительного героя. Хорошего человека. И одновременно - тенденция обелять всевозможных негодяев, рисуя их непонятыми, страдающими и "неоднозначными".
Вас обманули, дорогие зрители постсоветского кино, - хороший человек страдает, но подлостей не делает. Он может наделать ошибок, иногда с тяжелыми последствиями, особенно если молод, наивен и горяч, но эти ошибки будут а) бескорыстными и б) плодами добросовестных заблуждений. И еще кое в чем вас обманули, дорогие зрители: злодеи злодействуют не потому, что мама их недолюбила мебелью. А потому, что могут и хотят. Не надо их "взаимопонимать" и "долюбливать" - от них нужно защищать нормальных людей и общество в целом. А за некоторые преступления - вешать публично.
"Командир" напоминает об этих подзабытых прописных истинах. О том, что добро и зло не смешиваются, как вода и масло, и не уживаются в одном человеке. "Любовь" террориста, мучающего чужих детей, к собственному ребенку - это инстинкт хищного зверя, не более. И это понимает даже уголовник, подельник Хачиянца, отказывающийся в этом участвовать.
О том, что смысл человеческой жизни - в служении тому, что больше и дороже жизни.
И о том, что сила и храбрость даны человеку, чтобы защищать тех, кто не может постоять за себя, как эти четвероклассники с молоденькой учительницей и пожилым шофером. А не для того, что выгрызть кусок пожирней.
Посмотрите, не пожалеете.