"В черных песках" (СССР, "Ленфильм", 1972). Режиссёр
Искандер Хамраев. В ролях: Даун Омаев (Чары Эссенов), Бимболат Ватаев (Шамурад-хан), Геннадий Нилов (комиссар), Леонхард Мерзин (командир отряда), Людмила Сингатулина (Бибитач). По одноименной повести М. Симашко.
Главарь басмачей Шамурад-хан (Бимболат Ватаев)
Жанрово это истерн, классический советский приключенческий фильм о борьбе с басмачами. Действие происходит в 1920-м г. (комиссар отряда перед строем зачитывает приказ только что вступившего в должность комфронта М.В.Фрунзе).
Но я уже писала, и не раз, сколько смыслов зашито в советском кино. Даже незамысловатом вроде бы приключенческом. Вот и фильм "В черных песках" стал для меня событием, поводом задуматься о вопросах, которые обрели экзистенциальное значение именно теперь. О том, чем месть отличается от возмездия, о "человеке-для-себя" (обывателе, будь то московский хипстер, американский менеджер или туркменский пастух) и "человеке-для-людей", об отживших свое традициях, гнет которых надо иметь мужество стряхнуть, если они несут только бессмысленные страдания.
На поверхности лежит сюжет-обманка - типичная для жанра история кровной мести. Молодой туркмен Чары Эссенов еще вчера был любимым и любящим сыном, братом, а теперь он - последний из рода, вырезанного местным "хозяином жизни" Шамурад-ханом. Младшую сестренку Бибитач, обрученную невесту, изнасиловал младший брат Шамурада Мухаммед, - девочка (Бибитач именно девочка, ей лет 13-14) покончила с собой, совершив акт самосожжения. Брат Чары в тот же день выследил и убил Мухаммеда, а Шамурад-хан со своими людьми убил его и старика отца, - остался один Чары, незадолго до трагедии уехавший на дальнее пастбище. Теперь на нем лежит обязанность отомстить, взыскать с убийцы долг крови. Он клянется в этом на могилах отца, сестренки и брата.
Чары не воин, он следуя терминологии вестерна типичный фермер, это видно хотя бы по тому, как глупо он попадает в лапы бандитов Шамурад-хана в собственном доме. Но он смел, умен и очень упрям.
Красные освободили его из зиндана, куда его бросили головорезы Шамурад-хана, решив, что так он дольше промучается. Чары присоединяется к отряду, преследующему банду, с целью выследить своего кровника и убить его так, как велит обычай, - зарезать ножом. Именно так он объяснил любопытному красноармейцу, почему не застрелил Шамурад-хана во время боя в ущелье: несчитово, сллишком легкая и быстрая смерть.
Чары Эссенов - красноармеец
Но, как я уже сказала, кровная месть - это сюжет-обманка, и фильм - совсем про другое, про базовые, экзистенциальные вещи. Параллельно развивается другой, главный сюжет - про человека, растущего над собой, меняющего свое мировоззрение и делающего свой собственный, трудный и выстраданный выбор.
Чары необразован, но он умен, в нем живет интуиция какой-то лучшей жизни, более достойной, человечной и осмысленной. Он смутно угадывает возможность этой лучшей жизни в том новом мире, за который воюют красные. И комиссар - очень интересный персонаж, я еще поговорю о нем подробнее, - разглядев в диком на вид, не говорящем по-русски парне эту тягу к чему-то большему, чем душный мирок родового клана, - велит перевести лично для него приказ Фрунзе войскам. "Зачем? Он же не поймет, ему это не нужно", - пожимают плечами товарищи. "Переведите!" - настаивает комиссар.
А в приказе говорится о том, что Красная армия защищает в Туркестане не интересы белого господина, а интересы народа - в том числе и таких бесправных дехкан, как Эссеновы, от таких хищников, как Шамурад.
Красные восстанавливают плотину, арык наполняется водой - Шамурад с басмачами устраивает налет и режет тех бедняков, кто посмел бесплатно брать эту воду для своих нужд (плотина до революции принадлежала его семье, и воду местные жители покупали).
Чары поначалу просто использует своих новых товарищей, чтобы не один на один встретиться с бандой. Но постепенно он к ним привязывается, потому что они тактичны и добры (комиссар резко осаживает туповатого балагура, вздумавшего смеяться над мусульманским намазом). Но ему трудно решиться стать солдатом, даже форму он поначалу отказывается надевать - ведь это означает разрыв со средой и жизнь по другим, высшим законам.
Наконец банда окружена, и комиссар встает с белым флагом, чтобы предложить басмачам сложить оружие. Его урезонивают, объясняют, что эти не сдадутся, слишком много крови на них, - но куда там. Вот такой человек. Конечно, его убивают.
И тогда разъяренные бойцы в едином порыве бросаются в атаку и добивают банду. Уходит один Шамурад, которого преследует Чары.
Погоня. Пески, солнцепек, Шамурад убивает коня под Чары, Чары убивает коня под Шамурадом и метким выстрелом простреливает у того в руке флягу с водой.
И - смеющийся Чары, который тащит этого кабана через пустыню и, смеясь, объясняет ему: "Я тебя не убью! Я вернусь в отряд и скажу всем, что я мог отомстить за свой род, мог получить долг - но я этого не сделал. Когда кончится эта война, я вернусь домой и скажу: "Смотрите, я - свободный человек,, потому что я проклял ваши старые законы, отрекся от них! Если ты откажешься идти, я понесу тебя. Чтобы все тебя видели - живого!"
Финал - гениален. И этот смех Чары, смех освобождения от бремени, которое было освящено обычаем, но смутно ощущалось как неправда и зло.
Чары больше не человек-для-себя, живущий только интересами своего рода, он - человек-для-людей, воин, сражающийся за правое дело. Он отказался от мести ради возмездия - душегуб и садист Шамурад предстанет перед судом.
Прекрасный фильм.