Роман Суржиков "Стрела, монета, искра", "Лишь одна звезда", "Кукла на троне", "Янмэйская охота"
Вадим Панов "Красная угроза", "Порченая кровь", "Самый главный приз"
Генри Лайон Олди "Чёрное сердца", "Черный ход"
Ли Цзисин "Вечная жизнь смерти"
Чайна Мьевиль "Шрам", "Октябрь"
Джосайя Бэнкрофт "Вавилонские книги"
Олег Дивов "Объекты в зеркале заднего вида", "Симбионты"
Сандра Амодт, Сэм Вонг "Почему умные люди делают глупости"
Борис Акунин "Просто Маса"
Ю Несбё "Кровь на снегу"
Юлиан Семёнов "ТАСС уполномочен заявить", "Противостояние"
Майкл Ондатже "Английский пациент"
Питер Уоттс "Революция в стоп-кадрах"
Джон Фаулз "Волхв"
Ник.Горькавый "Курьер 619"
Александр Бушков "Остров кошмаров"
Фрэнк Херберт "Досадийский эксперимент"
Мариам Петросян "Дом, в котором..."
Роман Суржиков "Стрела, монета, искра", "Лишь одна звезда", "Кукла на троне"
Первой книгой этого сериала я как раз закончил прошлый 2020ый и начал нынешний 2021ый. Пожалуй, она захватила меня не хуже "Хозяина ледяного сада", и точно также я впал в книжный запой. Как я уже говорил, книге не избежать сравнения с наиболее известным творением Джорджа Мартина, поэтому немного сравню. Здесь больше соблюдают законы жанра. Героев существенно меньше, может быть поэтому автор не убивает их почём халва (видимо героев жалко, у Мартина-то бошки героям рубят, только шубы заворачиваются). Если герой попал в неприятную ситуацию, где его могут убить, то он может в последний момент спастись, иной раз даже чудесным образом. У Мартина - героя уже не спасти. Интриги больно хитрые, прямо многоходовые шахматные комбинации. У Мартина как-то проще и жизненнее, игроки явно импровизируют. Ну и все таки, хоть это чисто субъективные впечатления - персонажи прописаны не настолько сочно, как в "Песни пламени и льда".
Что понравилось - реально держит и не отпускает. Что раздражает - автор слишком часто пользуется затасканным приемом - закончить главу про одного героя в напряжённом подвешенном состоянии, на краю гибели, например, а следующая глава об этом герое будет ещё нескоро. А закончить этим очередную часть - вовсе подлость.
"Янмэйская охота"
Продолжение вышеназванных книг поглотило меня без остатка. Я впал в запой, читал в транспорте, в машине на красных светофорах, ночью, во время еды и в других подобных ситуациях. Мучительно сожалел, что некоторые моменты в прошлых книгах читал невнимательно - здесь все опиралось на упомянутые ранее детали, причем, порой даже на мелкие подробности. Интересно, как автор координировал такое большое количество фрагментов мозаики повествования?
Вадим Панов "Красная угроза", "Порченая кровь", "Самый главный приз"
Очередная серия Тайного города. Никак не могу с ним расстаться, и автор не даёт ему умереть. По итогам нескольких предыдущих частей (номера не помню, сбился со счета после двенадцатой книги), общественность решила, что автора покусал Джордж Мартин. Такое мнение возникло после того как щедрыми взмахами писательской шашки автор выкосил приличное количество принципиальных персонажей, которым по закону жанра жить да жить. Можно было подумать, что дело движется к завершению. Но нет, и вновь продолжается бой. И свою зловещую шашку автор не убрал в ножны.
Генри Лайон Олди "Чёрное сердца"
Продолжение "Пленника железной горы". И снова Олди открывают новый жанр. Как его назвать? Что это вообще за произведение. Переигранный якутский эпос? Литературная трактовка оригинальной физической теории? Странное будущее в маске далёкого прошлого, которое сваливается в почти настоящее. Смыслы скрываются под смыслами.
Генри Лайон Олди "Черный ход"
На этой книге у меня опять произошел запой. Читал на дежурстве далеко за полночь, не выспался. Триллер под маской вестерна, местами даже Стивен Кинг начнет нервничать. Штучная работа.
Ли Цзисин "Вечная жизнь смерти"
Продолжение "Темного леса" и "Задачи тех тел". У автора удивительно смелые идеи и яркое воображение. Инженерные построения и футурологические прогнозы просто поражают. Из каждой мысли можно было бы создать отдельное произведение, но автор вместил их все сюда. Но эмоции он описывает как искусственный интеллект. То есть топорно и шаблонно. Впрочем, это досадная мелочь по сравнению с вселенским масштабом повествования.
Чайна Мьевиль "Шрам"
Предыдущая книга этого автора оставила смешанные впечатления, поэтому следующую я начал читать с некоторым опасением. Поначалу возникло ощущение дежа вю - "Остров погибших кораблей" Александр Беляев. Неужели зарубежные авторы могут что-то заимствовать у нас? Впрочем, почему бы и нет. Коротко о сюжете: приличных размеров плавучий город, который растет и обновляется за счёт захваченных кораблей. На прочно вросших в его конструкцию судах стоят дома, между проброшены улицы, а кое где даже разбит парк. Пиратские корабли с этого города рыщут по округи в поисках добычи - продуктов, строительных материалов и собственно кораблей. А сам город неторопливо передвигается в произвольном направлении, поэтому никто найти его не может. Хотя сам он и его новые амбициозные правители головная боль и заноза в заднице у руководства другого крупного города из прошлой книги. Повествование постепенно и неторопливо затягивало. Главная героиня, как и герой предыдущего романа, не очень приятный человек. Она, кстати, косвенно связана с прошлой книгой, была одной из череды любовниц тамошнего главного героя. Она случайно попадает на плавучий город, странствующий по морям, населенный пиратами и изгнанниками их других городов. И невольно становится свидетелем и немного участником разительных перемен в жизни этого необычного поселения.
Джосайя Бэнкрофт "Вавилонские книги"
Как я понял - это писательский дебют. Мир паровых двигателей и воздушных шаров, где первые шаги делает и электричество. И где, в качестве основного главного фантастического элемента, сохранилась Вавилонская башня. Монструозное строение, чья вершина скрывается в облаках, каждый этаж представляет собой отдельный город с обособленным социумом.
Главный герой - сельский учитель, всю жизнь он увлекался Башней, и наконец, в свой медовый месяц, с молодой женой, он отправился посмотреть на это чудо света. И в первый же день на рынке вокруг гигантского сооружения он теряет свою молодую жену. Отчаявшись найти ее среди постоянно меняющихся местами палаток, он входит внутрь и начинает свое восхождение по уделами башни.
Первую книгу я проглотил почти запоем. Отчаянное положение главного героя, его поиски, постижение удивительного мира башни - все это захватывало и не отпускало. Но со второй - забуксовал. Сюжет стоял на месте, герои путешествовали разными способами туда сюда. Главный герой раздобыл воздушный корабль, встретил хороших друзей и стал благородным пиратом. Создалось впечатление, что первую книгу помогал писать опытный литератор и внимательно посмотрел въедливый редактор. А вторую начинающий автор писал, опираясь исключительно на свои способности, и результат получился чуть хуже, особенно на фоне яркой первой части. Но третья часть взяла реванш.
Чайна Мьевиль "Октябрь"
Как я уже давно для себя отметил - если мне что-то понравилось, то я буду искать и читать все книги это автора. Так и случилось с британским писателем со странным именем Чайна Мьевиль. Его фото ещё более эпатирующее - бритоголовый амбал с суровым лицом и жёстким взглядом. Оказывается, по своим убеждениям он социалдемократ (правда, с партией порвал на почве идеологических разногласий), марксист и троцкист. И кроме странных фантастических романов ему принадлежит исторический труд посвященный революции в России 1917 года. Было крайне интересно читать о знакомых с детства событиях при взгляде со стороны незаинтересованным в том чтобы как-то приукрасить произошедшее. В рамках новой истории в школе изучали довольно романтизированный вариант тактовки этих событий. А здесь все достаточно бесстрастно и гораздо подробнее, чем в школьном учебнике истории. Ну или может быть я плохо историю учил... Как я себе это помню: царь был плохой, угнетал народ, его поменяли на Временное Правительство, но оно тоже было плохое, как царь, только без царя. И тут пришел Ленин с крейсером "Аврора", который знал как надо, а то до него никто до этого не догадался. И стало все зашибись. Вот как-то так, ну может немного упрощённо. А на деле-то все было несколько сложнее... Автор явно симпатизирует Ленину, но не старается превратить его в рыцаря на белом коне или в мудрого вождя народов. Амбициозный политик с жёсткой и бескомпромиссной позицией, умело лавировал между решительным действиям и выжидательной тактикой, гнул свою линию, наращивая силы и собирая союзников. Который в условиях относительного вакуума власти упорно продвигал свою линию, безжалостно отсекая возможные компромиссы и полумеры.
Олег Дивов "Объекты в зеркале заднего вида"
Очень жизненный производственный роман, вернее, повесть. Злободневная тема - тимбилдинг и эффектный менеджмент. На редкость глубокое погружение в мир управления на производстве. Фантастический элемент только в том, что время немного будущее, наверное, хотя это не точно, и место действия тоже неопределенное, хотя явно где-то у нас и даже недалеко от столицы. А так - вполне жизненно и реалистично. И если в "Следе зомби" герои боролись с зомбированием с помощью психотропных пушек и экстрасенсорного воздействия, то здесь тоже в какой-то мере зомбирование, но борятся с ним с помощью русской смекалки, разгильдяйства и шуток про жопу. А ведь это все уже здесь, все это способы превращения человека в винтик на производстве, повальное стукачество и карьерная лестница, корпоративная этика и рейтинг. Градус фантастического упал почти до нуля, но офигение от того, что творят с человеком едва ли не сильнее, чем в книге про зомби и кавказских овчарок. А ещё интересна компоновка повествования - кульминация в середине, но вопросы остаются, и дальше идёт разбор полетов, где раскрываются неожиданные тайны, да так, что хочется перечитать книгу с начала. Очень понравилось.
Олег Дивов "Симбионты"
В самом начале книги любуешься как автор старательно расставляет декорации, представляет актёров и развешивает ружья на стенах. Микроботы из НИИ в небольшом городе, которые делают для поголовной вакцинации; страшилки про самовоспроизводство; внук прежнего директора того самого НИИ, парень со странными способностями, который занимается паркуром; приятель этого самого внука, который знает как собрать на коленке электромагнитную бомбу; одноклассница главного героя, симпатичная, но дочь какого сектанта... Уже сюжет наметился сходу: микроботы потеряют контроль над собой, захватят город и всех людей, превратя их в зомби, симпатичная одноклассница которая счастливо избежит вакцинации, поскольку папа сектант, поможет герою в трудную минуту, приятель героя соберёт бомбу, а главный герой, ловко бегая по крышам, принесет ее куда надо и спасет всех электромагнитным импульсом. Даже скучно стало. Приготовился, что автор может изобразить совсем нестандартный сюжет, но оказалось все проще. Штампованных сюжетных ходов не было, но и оригинальностью книга не блеснула. Амбициозные локальные начальнички плохие, государство и фээсбэ - хорошие, мудрые и добрые. Хорошая книга для молодежи, вполне можно рекомендовать детям.
Сандра Амодт, Сэм Вонг "Почему умные люди делают глупости"
Научно-популярная книга про интересные особенности человеческого мозга. Кое что из упомянутого я уже читал и раньше, в других книгах. Кое о чем слышал впервые. Очень интересно и познавательно. Хотя что-то подобное было у Аси Казанцевой.
Борис Акунин "Просто Маса"
В свое время серия про Эраста Фандорина мне очень понравилась. Не вся, ближе к концу я к ней охладел и несколько последних не стал читать. А тут, стыдно признаться - по ошибке приобрел аудиокнигу, которые сроду не пользовал. Но поскольку пристрастился к длинным пробежкам - решил попробовать, и оно удивительно хорошо зашло. Книга повествует о жизни бывшего японского бандита по имени Масахиро Сибата, верного помощника, слуги, напарника и друга моего любимого героя, известного сыщика Фандорина. После гибели своего господина, Масахиро возвращается на родину, где пробует себя в качестве частного детектива. Долгое время ему не везёт с делами, но вот полиция просит помочь с загадочной кражей, а затем с расследованием странного убийства, причем попутно герой узнает тайну своего прошлого и решит ряд внешнеполитических проблем родной страны.
Ю Несбё "Кровь на снегу"
Это уже третья книга в моей библиотеке за авторством популярного норвежского писателя. Опять в названии снег, видимо в Норвегии особо больше не о чем написать. И сама Норвегия в изображении автор какая-то странная и больная. Такое впечатление, что суровые потомки викингов в основном пьют, употребляют наркотики, трахаются, бьют супругов, убивают друг друга, а особенно неверных жён, ну и кому-то приходится это все расследовать. Я думал, что это опять про одинокого инспектора со сложными характером и личной жизнью, но не угадал. Для разнообразия, главный герой этой книги как раз убийца, причем повествование идёт от первого лица и написано явно под впечатлением Форреста Гампа - главный герой не то чтобы дебил, но у него есть какие-то проблемы с обучением и соображением.
Юлиан Семёнов "ТАСС уполномочен заявить"
Удивительно, но я не видел одноименный фильм и не читал первоисточник и вообще ничего из Семёнова. А ведь это классик советского детектива. Ну что там может быть, думал я, слава коммунистическому строю, советской морали и образу жизни, ниспровержение всего буржуазного, капиталистического и империалистического. И не читал. А оказалось - напряжённый и увлекательный детектив. Где работает не мастер единоборств и снайпер, укладывающий врагов пачками, а группа внимательных к деталям терпеливых и компетентных людей.
Майкл Ондатже "Английский пациент"
Литературная основа для известного фильма. Который я, кстати не смотрел, только отрывки, но теперь понимаю, что надо бы ознакомиться, сложно представить как можно снять так сумбурно скомпонованный сюжет. Книга тоже прочитана, вернее прослушана во время длинных пробежек по осеннему лесу. На слух было сложновато воспринимать столь созерцательное произведение, и плеер в телефоне немного намудрил с последовательностью глав, но я ничего не заметил, понял только когда дочитал и посмотрел на плейлист. О сюжете - на исходе войны на юго-западном фронте госпиталь для лечения раненых, расположенный на вилле на севере Италии, собирается переезжать за линией фронта ближе к Германии. Один сильно обгоревший пациент отказывается ехать со всеми, и ухаживать за ним остаётся молодая медсестра. О пациенте ничего неизвестно, но из-за академичности его речи и акцента предполагают, что он англичанин. В вечерних беседах он постепенно погружается в воспоминания о событиях, которые привели его на эту виллу, о пустыне, о его поздней любви.
Питер Уоттс "Революция в стоп-кадрах"
Гигантский кусок камня - выдолбленный изнутри астероид, с маленькой черной дыры внутри в качестве двигателя, на скорости одной пятой от световой, летит сквозь бескрайний космос в течение миллионов и миллионов лет, и в локдаун точках пространства рождает из себя порталы для межзвездных сверхсветовых путешествий. Управляет этим процессом мощный компьютер. Но машинный интеллект уязвим для электромагнитных импульсов и ограничен своей безупречной логикой, поэтому ему нужен мягкий и медленный человеческий мозг для решения нетривиальных задач. Всего мешков мясом у него три тысячи голов вместе с телами, все они спят в глубокой заморозке, но изредка компьютер размораживает кого либо из них и использует в сложных и нестандартных ситуациях.
Повествование ведётся от лица одного из членов экипажа. Ее (это она) обычная человеческая жизнь благодаря коротким пробуждениям растянута на миллионы лет. Человечество давно рассеялось по галактике либо погибло, сами люди тысячу раз изменились, Земля давно затерялась в глубинах космоса, солнце погасло, а экипаж методично связывает разные участки вселенной невидимой нитью сверхсветовых связей. Порой из только созданных порталов вылезают неведомые монстры. И все чаще хочется всего это прекратить. И они затевают мятеж против всевидящего компьютера, который видит их глазами и слышит их ушами, который может воскресить либо списать в утиль любого из них.
Этот автор не перестает меня удивлять.
Джон Фаулз "Волхв"
Наверное это уже можно назвать серьезной литературой, в отличии от всего чтива, которое я поглощаю в огромных количествах. Читалось с трудом, я даже не дочитал, но пообещал себе обязательно добить.
Ник.Горькавый "Курьер 619"
Этот автор не очень плодовит в плане художественной литературы, но его перу принадлежат научно-популярная серия научных сказок и масса серьезных статей в серьезных физических и астрономических журналах. А также мощный труд про челябинский метеорит, где он с соавторами проанализировал кучу записей с камер регистриров и рассчитал траекторию болида, выбившего стекла в моем родном городе в 2013 году. А ещё он учился в Челябинске и до сих пор сотрудничает со здешнем университетом, хотя давно уже живёт в Америке. Мне очень понравилась его "Астровитянка", я с большим удовольствием проглотил ее сам и читал по вечерам ее своим детям, и вот снова художественная подростковая проза про храбрых и умных юношу и девушку. Челябинский метеорит вплетен в сюжет вместе с путешествиями во времени, добрыми учёными и злыми космическими пиратами.
Александр Бушков "Остров кошмаров"
Книга с претензией на то, чтобы быть исторической. Повествует об истории нынешней Великобритании, по заявлению автора - с нелицеприятной стороны. Бушков у меня вызывает противоречивые чувства. С одной стороны - его ранние книги: "Господа альбатросы", "Анастасия", "Стрелы Геракла" - помню, они произвели на меня впечатление. Потом появилась "Пиранья" - начало серии было очень качественным и интересным боевиком, хоть и чтиво, но дальше превратилась просто в мутный поток графомании. А больше ничего я так прочитать и не смог (хоть и пытался) - слишком они все похожи друг на друга, отовсюду из каждого персонажа выглядывает ехидная личность автора. А тут натолкнулся на якобы исторический труд. Надо было сразу понять, что из автора крутых боевиков получится историк - как из штангиста балерина. Тем не менее, прочитал. Понравилась именно фактическая составляющая, изложение и трактовка - нет.
Фрэнк Херберт "Досадийский эксперимент"
После прочтения "Дюны" я пребывал в заблуждении, что это первое и единственное достойное произведение автора, а весь свой дальнейший творческий путь он почивал на лаврах и эксплуатировал созданный им мир в многочисленных сиквелах. Недавно посмотрел новую версию Дюны и на волне интереса решил перечитать. Думал, что классика фантастики должна бы уже быть бесплатной, но на фоне ажиотажа у зрителей издатели естественно решили слегка срубить бабла. А я обнаружил, что у автора есть и другие произведения. Коротко о сюжете. Опытный, хитрый и изворотливый галактический агент, самый лучший оперативник в организации, которая судя по всему занимается чем-то вроде регрессорства в отношении бюрократии. Он получает задание разобраться с ситуацией на загадочной планете, изолированной от остальной галактики, с ядовитой средой и очень скученным населением. Попав туда, он обнаруживает, что все люди этого мира значительно превосходят его в изворотливости, коварстве, умении читать людей и манипулировать ими.
Для этого автора мысль не новая. В той же Дюне подобная ситуация обыгрывалась: самые сильные солдаты были выходцами с жёстокой планеты тюрьмы, а жителям крайне негостеприимной Дюны оказались ещё более страшными бойцами. В этом романе огромная скученность, ядовитая среда, высокая смертность, бешеная конкуренция за ресурсы и жилое пространство привело к естественному отбору быстрых умом и телом, хитрых, изворотливых и мало отягощенных моралью личностей. В очередной раз я был приятно удивлен, что фантастика прошлого ничем не хуже современной. Автор поднимает очень интересные вопросы о природе власти, законах и обычиях. А ещё мне показалось, что наше все Сергей Лукьяненко черпал свое вдохновение в том числе и из этого романа, оспорено в отношении " Линии грез" и "Звёзды холодные игрушки", что, безусловно, никак не умаляет достоинств упомянутых произведений.
Юлиан Семёнов "Противостояние"
Литературная основа для относительно старого фильма, ещё из советских времён. Помню, что я смотрел его и не без интереса. Две сюжетных линии: одна в конце семидесятых годов - это сыщик, расследующий загадочное убийство с расчленением, который также обнаружил очень похожее убийство в последние годы войны. Другая линия - это бывший советский солдат перебежчик, прошедший у немцев подготовку диверсанта, который предвидя скорое поражение Германии, решает скрыться в тылу одной страны. Но на своем пути ему приходится заметать следы. Затаившись на годы, он ведёт тихую и спокойную жизнь, не забывая о своем желании хорошо жить, и постепенно готовит себе путь на запад.
Мариам Петросян "Дом, в котором..."
Книгу посоветовал ребенок. У меня давно создалось впечатление, что чадо чрезмерно увлекается депрессивной чернухой, и решил проверить мало ли что. Впечатления очень непростые. Когда спустя несколько страниц я полез искать информацию об авторе, то выяснил, что это писательский дебют, но верилось в это с трудом. Косноязыкие пробы пера ощущаются довольно хорошо, а здесь книга читается как по маслу. Также узнал, что работа над книгой шла почти двадцать лет и что это едва ли не единственная книга автора. О сюжете в двух словах не скажешь. А книге присутствует интернат для детей инвалидов, и описывается этот мир глазами ребенка (и не всегда глазами, так есть слепые дети). Мир на удивление выпуклый и живой, причем сюжет особенно не чувствуется, и этот интернат живёт своей жизнью, и далее фантастический элемент только добавляет осязаемости. Автор периодически тихонько пробирается в голову то к одному, то к другому ребенку и смотрит его глазами и слышит его мысли. Взрослый уже забывает, каково это быть в этом возрасте. Мир небольшой и понятный, все люди хорошие или обычные, расти и спешить никуда не надо. Пробую вспомнить себя тогда и не могу. Детство, и как хочется авторами чтобы быть как старшие, и юность, алкоголь тайком и сигареты, наркота кое где, девочки становится девушками. И даже непонятно причем тут приют для инвалидов, обычные дети, каждый обычный как все в этом возрасте и необычен по своему, такие взрослые и всезнающие, и такие глупые. Придумать из мозга такое невозможно, это надо прожить и как-то запомнить и невероятно чудесным образом записать на бумагу, а как это сделать, если эти мысли, как пыльца на ветру, исчезнут лишь слегка потянет сквозняком взрослой жизни.