Страны-агрессоры ВМВ - Германия и Япония - начинали с внезапного массированного удара. Затем было как можно более быстрое продвижение, для которого заранее создавалась группировка как можно лучше подготовленных и оснащённых войск.
Италия тоже затесалась в страны-агрессоры. Но стратегия у них оказалась своя, оригинальная. Итальянцы просто с пафосом объявили: «Мы вступаем в войну!» И всё. Дальше они стали ждать, пока немцы всех победят и начнётся делёж трофеев. Немцы были не прочь поделиться, но не в таких размерах, на которые очень рассчитывали итальянцы. Да и с тем, чтобы всех победить, выявились проблемы.
Обстоятельства вступления Италии в войну можно посмотреть по дневнику Г. Чиано (в 1936-43 гг. он возглавлял МИД Италии; в 1944 был казнён, так что его записи - это действительно дневник, а не позднее обработанные мемуары). Начавшееся 10 мая 1940 немецкое наступление на западе произвело сильное впечатление в Италии. Уже 10-го Муссолини заявил, что Италия должна тоже вступить в войну против Франции и Британии. Чиано пробовал возражать. Но жена Чиано (а женат он был на дочери Муссолини) в тот же день произнесла для Муссолини пылкую речь: «страна жаждет войны и продолжение нашей позиции нейтралитета обесчестит Италию». «Вот такие речи Муссолини любит слушать и только такие разговоры он принимает всерьёз» - прокомментировал Чиано.
Чиано - крайний справа (1938 г., Мюнхен).
Итальянские маршалы энтузиазма Муссолини не поддержали, заявив, что Италия и её вооружённые силы не готовы к войне. Замечание самого Чиано: «Накануне войны - и какой войны!- мы имеем всего лишь 100 тонн никеля». Воинственность итальянского вождя поумерилась.
Однако с французского фронта поступали новости о всё новых немецких успехах. С 28 мая (после капитуляции Бельгии) Муссолини был убеждён «что события приближаются к развязке, и он желает выдвинуть достаточно много претензий, чтобы иметь право требовать себе доли и добычи».
30 мая - решение о вступлении в войну принято. На возражения маршалов (и короля), о том, что Италия не потянет серьёзную войну, Муссолини ответил, что он и не собирается всерьёз воевать; ему нужны лишь формальности - объявление войны и несколько тысяч убитых. И тогда он сможет участвовать на мирной конференции в качестве победителя и предъявлять требования побеждённым. 1 июня определена дата вступления - 11 июня.
У Муссолини возникла мысль воспользоваться немецкими успехами (немцы побеждают - и мы тоже получаем трофеи). Был и другой фактор, толкавший Италию к войне - её вождь просто хотел войны. Чиано: «Фактически дело не в том, что Муссолини хочет каких-то приобретений. Он хочет войны». Запись 29 мая: «Я редко видел Муссолини таким счастливым. Он осуществил мечту, то есть стал военным вождём (получил должность верховного командующего) страны в период войны».
10 июня 1940 Италия объявила войну Франции и Британии (Чиано: «Авантюра начинается»). Боевые действия начались с 11-го. Ну как боевые действия - были перестрелки пограничных патрулей, да несколько авианалётов малыми группами. Англо-французские базы и коммуникации в Средиземноморье итальянцы не атаковали.
Муссолини объявляет о вступлении Италии в войну.
Рим полез в войну в июне 1940, потому что момент посчитал очень уж выгодным. Поражение Франции была уже ясным; английская армия тоже была разбита. Итальянскому руководству с Муссолини во главе представилось: как на мирных переговорах они сядут рядом с немцами в ранге победителей и предъявят побеждённым заготовленное громадьё претензий. В Риме хотели французских территорий - Корсики, Ниццы, Савойи, также колониального Туниса, также большой контрибуции (золотом), также выдачи французского флота.
17 июня французы запросили перемирия. 19-го Гитлер и Муссолини встретились, чтобы обсудить его условия. И выяснилось, что немцы не поддерживают итальянские требования к Франции.
Муссолини и Гитлер 19 июня 1940. Один триумфирует, другой завидует. Но оба стараются не показать вида.
20 июня французы спросили: могут ли переговоры с немцами и итальянцами происходить одновременно в одном месте. Но Гитлер воспротивился этому и потребовал раздельного подписания перемирия. Причина для итальянцев прозрачна: «Дуче полагает, что… [Гитлер] не хочет, чтобы итальянцы и немцы встретились с французами на одинаковых началах». Расчёты Мусолини сесть рядом с немцами в ранге победителей оказались наивностью. Разумеется, немцы не посадили итальянцев рядом с собой.
22 июня Франция капитулировала - но только перед Германией. Итальянцы должны были договориться о перемирии с Францией как-нибудь сами. В Риме неожиданно поняли: жареные каштаны из огня сами собой для него не посыпятся. Они могут предъявить претензии лишь на то, что смогут вырвать у Франции сами, своей силой. Итальянцы было кинулись в наступление в Альпах - и были отбиты французскими войсками. Чиано: «В этот вечер его [Муссолини] размышления об итальянском народе и, прежде всего о наших вооружениях, особенно горьки». Хотя, именно Муссолини 16 лет перед этим заведовал итальянскими вооружениями.
Итальянские претензии к Франции съёжились в клочок. По перемирию 24 июня Италия получила лишь небольшие горные территории с общим населением 28 000 человек.
Хитрое вступление в войну не принесло итальянцам ожидаемых бонусов. А вот потери они сразу понесли колоссальные. Огромное количество судов итальянского гражданского флота объявленная война застала вдалеке от Италии - они были потеряны со всеми их грузами. Так Италия разом потеряла 212 кораблей на 1,2 млн. т. - примерно треть тоннажа своего флота.
Предвидеть такой поворот (и не лезть в войну) - сейчас это кажется так просто. Но тогда это предвидение для Муссолини и его кампании было ну совершенно нереальным. Ещё один довод для вывода: Муссолини - плохой лидер. Хотя, не факт, что кто-то другой был бы в июне 1940 лучше. Ведь перед глазами вдруг возникла уникальная возможность быстро, одним финтом, решить интересы своей страны - без её затрат и усилий. Да, наверное, и я бы на месте Муссолини решил - надо попробовать.
Франция капитулировала - в Средиземноморье против Италии остались только британцы. Итальянские армия и ВВС имели огромное превосходство на ТВД. Британцы это понимали, но подкрепить свои силы в Средиземноморье не могли. Ибо катастрофично развивались события рядом с самой Британией.
Средиземноморский ТВД.
Однако, итальянцы так и не организовали свои силы для решительного наступления. Они всё чего-то выжидали. Так прошло полгода; положение британцев выправилось, они направили подкрепления в Средиземноморье. В декабре 1940 британцы ударили. Это было не наступление - рейд, но он принёс просто баснословные результаты. Итальянская армия в Ливии рассыпалась от первого же тычка, потеряв 130 000 только пленными. Британские потери были меньше примерно в сто раз. За этим последовали новые разгромы, потеря колоний, перенос боевых действий на территорию самой Италии, капитуляция (причём двойная - и перед англо-американцами и перед немцами), оккупация.
В общем, стратегия дуче и его компании оказалась сильно ошибочной. Ну, это и к лучшему, а то если б ещё и Италия оказалась толковым агрессором - было б хуже всем.
Мем про Германию, Японию и Италию в ВМВ. Итальянцу может показаться оскорбительно, но учитывая тему (агрессоры в ВМВ), мем можно считать корректным.
(Опубликовал в сообществе warhistory).