потерянное счастье

Nov 13, 2007 20:13

"Счастье должно быть приятным вторичным эффектом человеческих усилий" - Горан Сунна, психолог
Когда-то, пару лет назад в мой кабинет попала девушка с диагнозом хроническая депрессия. Довольно долго девушка принимала антидепрессанты. Лекарства не помогали. Девушка была хороша собой, ухожена, имела приличные интеллектуальные способности. Она была замужем за человеком, который ее не обижал, имела отношения с родственниками и сестрами, умела водить машину. Ее профессия была не из высококвалифицированных, но она получала довольно приличную зарплату. У нее не было детей. Главный вопрос, с которым девушка обратилась в психиатрию был в том, как ей обрести счастье и радость в жизни. Все ей казалось блеклым, все то, что у людей обычно связано с приятными эмоциями, ее не трогало. Для меня она оказалась очень трудным клиентом и я долго не понимала, почему. Прочитав статью Горана Сунны "Потерянное счастье", опубликованную в Психологическом журнале 14/07, я поняла причину моих затруднений. То, что я могла и должна была сказать девушке, лежит за пределами дозволенного в моей профессиональной нише, а именно в области морали и нравственности. В той области, к которой клинический психолог, как врач  занимающийся  диагностикой и облегчением симптоматики, как бы не должен иметь отношение. В этой связи мне хочется перевести для вас эту статью, что я и сделаю под катом. Перевод не идеален, но сама работа по переводу мне очень приятна.

Горан Сунна "Потерянное счастье"

В начале прошлого века Арктика по-прежнему была относительно мало освоена. Но не для инуитов, которые жили, выживали и кочевали там с незапамятных времен. Один инуит был приглашен на ужин в салон капитана исследовательского судна. Капитану были любопытны эти странные создания, инуиты. Как они могут выживать в темноте и холоде? Или, что самое поразительное, как они могут хотеть жить в таких условиях? Инуиту через переводчика задали вопрос: что для него счастье? После некоторого раздумья, инуит ответил: "Счастье, это когда мне везет на охоте и когда у меня есть семья, которая меня любит".
Счастье должно было бы быть вторичным эффектом, в некоторых случаях ожидаемым, но чаще неожиданным, и всегда следующим за усилиями. Счастье это телесная награда за то, что организм  занимался полезной деятельностью. И эта деятельность должна была бы быть связана с философией отдачи. Инуит, о котором выше шла речь, понял, что счастье состоит в том, чтобы давать что-то другим. Забавно то, что понимание инуита в какой-то мере связано с формальным значением слова "счастье". Поскольку слово "Lycka" (счастье по-шведски Н.Я.) этимологически происходит из древнегерманского языка и является производным от слова "gelucke", что означает "судьба, случай, приятные последствия". В английском же языке есть разделение на "удачу" и счастье". Так где же мы собственно заблудились?
Ведь рецепт достижения счастья кажется столь универсальным и каждому по силам. Усилия, способность давать что-то другим и удача время от времени. Но вопрос, тем не менее, остается открытым. Понимал ли инуит с исследовательского судна, что такое счастье? Или он был столь же бессознательно счастлив, как лошадь, скачущая в гору? Или может быть у него просто не было шанса сравнить и понять, какой должна быть счастливая жизнь? Тот вечер со свечами, разнообразным угощением и приятной беседой возможно навсегда изменил его представление о том, какой должна быть его собственная счастливая жизнь?
Я думаю, что обстоятельства жизни инуита в той или иной мере заставляли его делать то, за что древнейшие телесные механизмы награждали его эндорфиновым душем. Когда охота проходила удачно, инуит видел, что его семья довольна, и радовался этому. Также как и его жена, которая готовила еду, также как его дети, которые ели эту еду. Современный же рецепт счастья, который часто пропагандируется в массмедиа связан с философией жадности и легкой добычи.  Жадность по отношению к деньгам, власти, уважению, любви или счастью, без глубокого осмысления того, что отдача должна ей предшествовать, приветствуется и размножается. Потому, что жадность почти всегда выигрывает в краткосрочной перспективе. Но она редко выигрывает  в долгосрочной перспективе.
Карин Йоханссон, профессор истории идей и учений, отмечает, как употребление морфина в качестве обезболивающего средства, существенно изменила нашу способность выносить боль. Внезапно появился короткий путь из ощущения несчастья. И знание об этом коротком пути невозможно стереть. Установка общества на счастье поразительно похожа на установку на несчастье и тревогу. К обоим этим состояниям стоит стремиться и стоит их избегать. И в обоих случаях обстоятельства, которые вызывают эти состояния, отделены от них и скрыты от сознания. Выиграй в лото и тебе не нужно больше совершать никаких усилий, поскольку ты все равно получишь награду.
Люди которые не хотят испытывать неприятные ощущения, рискуют иметь жизнь все более направленную на поиск коротких способов выхода из несчастья и коротких путей достижения счастья. Но в то время как количество несчастных людей растет - к примеру риск заболеть депрессией для подростка сечас на 300 % больше, чем 10 лет назад, и несчастье получило свое место в классификации психических расстройств DSM-IV и таким образом объясняется болезнью, никому не приходит в голову объяснять счастье болезнью. Несчастье, если следовать определению инуита, должно было бы быть антонимом "удачи на охоте", и ни счастье ни несчастье не должно было бы считаться патологическим. 
Право толкования базовых человеческих чувств и поступков в наше время практически полностью принадлежит медицинским дисциплинам совместно с фармацевтической индустрией. Ветер, который наполняет силой паруса и движет судно, это ветер коротких путей.  Ведь в краткосрочных решениях наших проблем есть великая сила. Инуит на исследовательском судне знал рецепт счастья. У него не было другого выхода.
В Википедии, интернет-энциклопедии счастье определяется, как чувство. Я считаю, что это не так. Счастье, это неразделимое единство значимых поступков и то чувство, что является наградой за эти поступки. Но слишком редко внимание обращается к поступкам и слишком часто - к наградам.
 

перевод, психотерапия, нравственность, депрессия

Previous post Next post
Up