Шарлотенбург 18 век
Есть свидетельства, которые говорят о том, что до 19 века климат Санкт-Петербурга был теплее. Большинство дворцов и особняков, которые строились в 18 веке, имеют очень большую площадь окон. Простенки между окнами равны или даже меньше ширины самих окон, а сами окна очень высокие.
Например, такие окна имел Екатерининский дворец в Царском селе. Позже, в начале 19 века, к дворцу сделали, пристройку. Пристройка отличается тем, что площадь окон заметно меньше.В Екатерининском дворце печи для отопления помещения не были запланированы изначально, а добавлялись позже в уже готовое здание.В кавалерской столовой отделка стен наличие печи игнорирует, то есть, была сделана до того, как она там появилась. Печь просто поставили в угол. Узор на полу наличие печи игнорирует, уходя под неё. Если бы печь изначально планировалась в данном помещении в этом месте, то любой мастер сделал бы узор пола с учётом этого факта. В больших залах дворца система отопления не предусмотрена.
Такая же картина в остальных дворцах Петергофа, Санкт-Петербурга построенных в 18 веке.
Во многих зданиях изначально не предполагалась система отопления, её встраивали позже уже в готовое здание. Начиная с 19 века здания в Санкт-Петербурге начинают строить с шириной простенков между окнами в два раза шире окон, в то время как раньше она меньше ширины окон. С 30-х годов 19 века появляются здания с центральным отоплением и котельными.
«Я бывал в обществе некоторых из тех, кого он обязал строиться на Адмиралтейском острове, и они говорили, что они имели «прекрасные дома в окрестностях Москвы с плодоносными садами и землями, доходы от которых были достаточны для удобной жизни в удовольствиях вместе с семьями, но они были вынуждены приехать сюда и жить в этом нездоровом и неприятном климате, где не могут иметь ничего, кроме чрезмерно больших расходов, средства на покрытие которых им приходится получать издалека». Они предложили мне отведать, наряду с другими вкуснейшими фруктами из тех садов, каких-то прозрачных яблок восхитительного вкуса. Они добавляли, что их не только заставили покинуть свои дома и сады, но что они не смели вернуться туда во время его правления, разве только на краткий срок по важному и неотложному делу и с ею позволения, которого им приходилось выпрашивать на протяжении целых месяцев. Они легко признавались в том, что часто желали, чтобы Петербург ушел под воду». (Обри де ла Мотрэ)
(Антон Де Виер - окружение и эпоха. Три царицы - Три Анны)