Среди странных указов Петра Iимеются указы о запрете на топление бань и печей. В одних случаях разрешалось топить раз в неделю, в других чуть чаще. Сюда же относится запрет москвичам топить во дворах у дома, а в домах по-черному, и направление им печников из Петербурга.
«1718. Указ № 3212. Июня 20. Именный, объявленный из Сената. О забирании под караул праздношатающихся людей, о не пускании таковых в домы по пробитии зори без явнаго свидетельства, о ненанимании работников без поручных записей, о не продаже после зори питей и харча, о разнимании драк и о вспоможении тем, которые закричат: караул, о наблюдении чистоты по улицам и порядка в строении домов.
… Его Царскаго Величества указу чинили не отменно; …также у кого в хоромах явится печи сделаны или вновь будут делать не против указа, или черныя избы: и такия печи и черныя избы определенным офицерам, которым определено ведать, ломать; и черных бы изб на дворах отнюдь не было…».
«1719. Указ № 3395. Июня 23. Именный, объявленный Генерал-Полицеймейстером Девiером. О топлении печей в избах и банях один раз в неделю и о штрафах за нарушение сего запрещения.
По прежнему Его Великаго Государя указу всяких чинов людям избы и бани топить по однажды в неделе, а именно: в Субботу и печи перепечатать и определенным офицерам велено смотреть накрепко, чтоб не в указные дни не топили; да и впредь Санктпетербургским жителям всяких чинов, с дворов, какие люди в топлений изб в неуказные дни в Канцелярию Полициймейстерских дел в приводах будут за первой привод имать штрафа вышних чинов домов по пoлтине, а с подлых по полуполтине за привод денег по 4 алтына по 2 деньги, а за другой привод штраф имать против того вдвое, а за третий привод втрое, а за четвертой привод чинить наказание, бить батоги нещадно...».
«1722. Указ № 4047. Июля 9. Инструкция Московскому Обер-Полицеймейстеру Грекову. Которому, по силе изображенных в ней пунктов поступать надлежит…
7. В печах трубы велеть делать широкия, в которых могли входить люди, и чистить для опасности от пожарнаго случая; для смотрения того дать ему одного мастера и подмастерьев - сколько человек пристойно от Генерал-Полицеймейстера.
8. Смотреть же ему и того, чтоб печи клали с фундаментами на земли, а не на мостах, и углы б в которых местах печи будут класться, были вырублены вон и в тех обрубленных стенах от конца до печи фута по два велеть заделывать кирпичом, дабы огонь из печи или из трибы не мог достичь до стены. А ежели кто похочет сделать печи, не вырубая стен: то таким велеть делать далее от стены, чтоб человеку мочно было за печь заходить; а где чело будет, то велеть больше стены вырубать и окладывать больше кирпичем, чтоб опасности от огня не было. А ежели кто тому будет противен; и на оном будет взят штраф, за первую вину 10 рублей, за вторую 20 рублей, за третью 30 рублей.
9. У кого есть черныя избы без трубы, или и с трубами, да с деревянными; и в таких избах велеть делать трубы кирпичныя, и впредь того делать не допускать. А буде впредь у кого в хоромах печи деланы будут не против указу, или черныя избы, и такия печи и черныя избы определенным Офицерам, которые определены выдать, ломать, и черных изб на дворах отнюдь делать не допускать.
11. Ежели на которых дворах за теснотою особой печи сделать будет не мочно: то велеть летним временем, с Майя по Сентябрь, топить им токмо в два дня; а ежели кроме помянутых дней кто будет топить: и на оных в Канцелярию Полицеймейстерских Дел имать штраф, за первой привод с домов вышних персон по 16 алтын по 4 деньги, с подлых по 8 алтын по 2 деньги, а за другой привод штраф вдвое, за третий в трое, а за четвертой, знатных управителям домов, а подлым самим чинить наказание бить батоги…».
«1722. Указ № 4150. Декабря.10. Инструкция, данная Московской Полицеймейстерской канцелярии.
7. Во всех печах трубы велеть делать и большаго строения широкия, в которыя б могли входить люди, и чистить для опасности от пожарнаго случая, а в малом строении по препорции строения; однакож дабы оныя трубы возможно свободно было чистить: и для того дать ему Обер-Полицеймейстеру одного мастера и двух человек подмастерьев из Санктпетербурга от Генерал-Полицеймейстера; а как присланы будут, и ему велеть им тому обучать из Московских печников сколько пристойно».
Вряд ли можно объяснить такие указы только заботой о пожарной безопасности. Если направление мастеров можно объяснить отсутствием в Москве лиц умеющих класть печи-голландки, (хотя где тогда была Немецкая Слобода?), то остальное необъяснимо.
Петербург лежит на 59-60° северной широты и климат его достаточно холодный, для того чтобы летом топить печи раз в неделю. Москва, конечно, расположена южнее, на 55° северной широты, но не настолько далеко на юге, чтобы жители не могли знать как устанавливать печи для отопления и умели готовить пищу только во дворе, на тандыре.