Тема странствий-любимая у художников? Существовали определенные предпочтения, что изображать? В западно-европейской живописи до определенного века предпочитали показывать мифологические или религиозные сюжеты, музыкантов, сражения и т.д.
Хороший вопрос, но в двух словах на него не ответить... Изначально в укиё-э были две основные темы - гравюры с актёрами Кабуки (якуся-э) и с красавицами (бидзин-га). Только в начале XIX века к "большим" жанрам добавились пейзажные гравюры (фукэй-га) и гравюры с воинами (муся-э). Во второй половине XIX века, после "открытия" Японии - ещё и гравюры с иностранцами (йокогама-э). Японские названия дал специально, потому что в этом ЖЖ стараюсь делать тэги для каждого из жанров.
Одна из самых важных характеристик укиё-э - это то, что оно всегда было коммерческим предприятием. Многотиражная продукция, чутко ориентирующася на вкус балованной городской публики, кумирами которой как раз и были актёры Кабуки и куртизанки, а также герои романов о могучих воинах. Звёзды и их скандалы, модные вещицы и постановки, инфлюэнсеры, стихотворные баттлы - всё это было в обилии в Эдо уже в ту эпоху )) И предприятие это вёл к успеху издатель, который отлично знал вкусы публики, модные веяния и определял тематику гравюр/их серий. Именно он "собирал" вместе художника, резчика печатной доски и печатника (который переводил краску с доски на листы гравюр). Все они были очень важны для успеха. Художник, кстати, нередко мог и ограничиться эскизом работы, а за него многое уже доделывали резчик (в части деталей рисунка) и печатник (в части цветов и их градаций).
Пик моды на путешествия по Японии пришёлся на начало XIX века. Например, Никко в 1831-1832 года посетили 5 миллионов (!) паломников. А недорогая гравюра с видами Эдо, Киото или Осаки - отличный сувенир или подарок для провинциала )) Именно в это время произошёл и расцвет пейзажной гравюры - даже те, кто не мог позволить себе путешествие, зачитывались путеводителями и засматривались на шедевры Хокусая и Хиросигэ. Издатели чутко следили за модой )) А взлёт гравюр с воинами (помимо общей любви горожан к героическому жанру в книгах и Кабуки) произошёл в немалой степени из-за цензурных законов. Власти (ещё один "игрок" на гравюрной сцене) постоянно вводили разные запреты на роскошь, развлечения и их изображения (т.е. гравюры с актёрами и красавицами). А вот с пейзажами и воинами таких ограничений не было.
В одном из фильмов, которые посмотрела по вашему совету, такая ситуация, как раз и описывается: власти начали запрещать театр и альбомы с портретами доступных красавиц. Если не ошибаюсь, это было связано с желанием возродить сословие самураев, которое начало склонятся к упадку.
Тема странствий-любимая у художников? Существовали определенные предпочтения, что изображать? В западно-европейской живописи до определенного века предпочитали показывать мифологические или религиозные сюжеты, музыкантов, сражения и т.д.
Reply
Изначально в укиё-э были две основные темы - гравюры с актёрами Кабуки (якуся-э) и с красавицами (бидзин-га). Только в начале XIX века к "большим" жанрам добавились пейзажные гравюры (фукэй-га) и гравюры с воинами (муся-э). Во второй половине XIX века, после "открытия" Японии - ещё и гравюры с иностранцами (йокогама-э).
Японские названия дал специально, потому что в этом ЖЖ стараюсь делать тэги для каждого из жанров.
Reply
Спасибо, с удовольствием познакомилась с японскими названиями.
Reply
И предприятие это вёл к успеху издатель, который отлично знал вкусы публики, модные веяния и определял тематику гравюр/их серий. Именно он "собирал" вместе художника, резчика печатной доски и печатника (который переводил краску с доски на листы гравюр). Все они были очень важны для успеха.
Художник, кстати, нередко мог и ограничиться эскизом работы, а за него многое уже доделывали резчик (в части деталей рисунка) и печатник (в части цветов и их градаций).
Reply
Спасибо за детальный ответ. "Ничто не ново под луною..." :)
Reply
Reply
Именно в это время произошёл и расцвет пейзажной гравюры - даже те, кто не мог позволить себе путешествие, зачитывались путеводителями и засматривались на шедевры Хокусая и Хиросигэ. Издатели чутко следили за модой ))
А взлёт гравюр с воинами (помимо общей любви горожан к героическому жанру в книгах и Кабуки) произошёл в немалой степени из-за цензурных законов. Власти (ещё один "игрок" на гравюрной сцене) постоянно вводили разные запреты на роскошь, развлечения и их изображения (т.е. гравюры с актёрами и красавицами). А вот с пейзажами и воинами таких ограничений не было.
Reply
В одном из фильмов, которые посмотрела по вашему совету, такая ситуация, как раз и описывается: власти начали запрещать театр и альбомы с портретами доступных красавиц. Если не ошибаюсь, это было связано с желанием возродить сословие самураев, которое начало склонятся к упадку.
Reply
Reply
Leave a comment