Судзуки Харунобу. Из книги "Похождения Манъэмона"/"Fûryû enshoku Mane'emon" (1769-1770 гг.)
Эта чудная работа художника Судзуки Харунобу в посвящённой ему русскоязычной монографии соседствует с таким текстом:
"Подобно своим современникам Харунобу утверждал эстетическую ценность повседневной жизни человека, но в отличие от них он не был приверженцем материальных ценностей и всегда стремился к возвышенной поэтизации будней..."
Всё бы ничего, но есть одна коварная загвоздка...
Дело в том, что это лишь первая иллюстрация из книги "Любовные похождения Манъэмона" в жанре сюнга (дословно - "весенние картинки"), который в наше время точно проходил бы под знаком искусства "только для взрослых".
И материальности у "обманщика" Харунобу там хоть отбавляй - коллекция
Британского музея не даст соврать ))
Вот куда честнее Утамаро с его иллюстрациями к книге "Поэма о подушке":
Чисто субъективно жанр сюнга очень неоднороден и неоднозначен - уж больно там много откровенно вторичных и проходных вещей. И творчество Хиросигэ и Куниёси (а они тоже в нём работали!), пожалуй, можно представить и без гравюр в этом жанре.
Но вот Харунобу без его бесшабашного и забавного "Манъэмона", Утамаро без его сонма эротических гравюр и Хокусая без скадального (конечно, только для европейцев) "Сна жены рыбака" представить уже гораздо сложнее ...
Хотя реакция на некоторые работы этих мастеров может быть весьма любопытной ))
Сериал "Безумцы". Представление "Сна жены рыбака" непосвящённым.
Просто найти жемчужины среди "гравюрного песка" этого жанра не в пример труднее, чем среди пейзажей, театральных гравюр и обычных красавиц.
Собственно заметка ради двух таких жемчужин и затевалась - уж больно они хороши, чтобы таить их в безвестности.
Большего пока не ждите ...