Некоторые читатели при знакомстве с
историей Киити Хогэна могли удивиться тому, как мало гравюр посвящено встрече Усивакамару (юношеское имя Ёсицунэ) и тэнгу с горы Курама, глава которых обучил юного героя всем премудростям боевых искусств.
На самом деле это, конечно, не так. Напротив, этих гравюр довольно много и все они очень интересны и красочны - хватит на отдельную заметку!
И начинаем мы сегодня с работы Утагава Куниёси - неоспоримого лидера в жанре воинской гравюры муся-э:
Вид у короля тэнгу (зовут его Содзёбо) здесь очень внушительный:
А за деревьями, в укромном уголке, прячется один из верных соратников Ёсицунэ:
Ещё одна работа от Куниёси со схожей композицией:
Та же гравюра, но в другом цветовом решении:
Любопытно, но Утагава Куниёси был далеко не первым художником, кто обратился к этой теме. Были у него и предшественники.
В гравюрах мастеров укиё-э конца XVIII века сцена эта ещё не приобрела такого батального размаха, как у Куниёси.
Учитель и ученик на гравюрах Кацукава Сюнъэй ...
... и Кацукава Сюнсё:
Здесь внимание на себя обращает тот самый драгоценный
свиток с секретами воинских стратегий:
Гравюра малоизвестного художника первой половины XIX века Сэйсай Ёити
А вот и первый по времени создания триптих со "способным учеником". Принадлежит он извечному сопернику Куниёси - Утагава Кунисада:
Гравюра Кунисада из далёкого 1815 года
И снова на виду - желанный свиток:
Интересно, что одна из первых работ Куниёси воинского жанра (1827 года) как раз была посвящена этому сюжету - в схожей с работой Кунисады трактовке:
Только Содзёбо тут совсем древний, с руками, похожими на крылья:
Не всегда юному герою учение даётся легко - бывает и шишки набивает...
Эта и следующая работы - тоже от Куниёси
Впрочем, уроки не прошли даром - здесь Ёсицунэ уже не остановить:
Ученики Куниёси и Кунисады в своих работах обычно идут проторенным путём - перед нами всё те же вариации образа схватки в ночном лесу.
Но детали разнятся и тем любопытнее сравнивать эти работы
Гравюра Утагава Ёсикадзу
Гравюра Утагава Куницуна
Немного "ученической" выглядит и ранняя работа Цукиока Ёситоси 1865 года:
Ёситоси тоже был одним из учеников Утагава Куниёси
А вот по более поздним работам Ёситоси на этот сюжет можно проследить эволюцию творческой манеры художника.
Здесь композиция вроде бы примерно та же, но стилистика совершенно другая, немного "западная":
Триптих 1880 года
А эта чудесная работа явно близка по духу гравюрам из легендарной серии Ёситоси "100 видов луны":
Гравюра 1886 года
"Воздушный" и ловкий Ёсицунэ всюду способен найти опору - даже в тоненькой веточке опадающей сакуры, что в руках учителя:
А какие здесь цвета - очень насыщенные и яркие!
Но учителю (Куниёси) тоже есть чем удивить искушённого зрителя.
На этом эффектном триптихе горная братия переносится на мост Годзё, чтобы помочь Ёсицунэ
в легендарной схватке с задирой Бэнкэем:
Каких тэнгу здесь мы только не видим - тут и "карасу тэнгу" (младшие тэнгу, похожие на птиц) и более мудрые и просвещённые "ямабуси тэнгу" (больше похожие на людей, в образе горных монахов-отшельников ямабуси):
А незадачливому Бэнкэю можно только посочувствовать - точно быть ему битым ...
Работа художника Каванабэ Кёсай, который тоже в своё время немного поучился в мастерской Утагава Куниёси:
Это уже явно театральный образ - уж больно Ёсицунэ похож на актёра кабуки:
Автор - Тоёхара Кунитика
И снова работа Утагава Кунисада - на этот раз из позднего периода творчества художника (1850-х годов):
А на триптихе Утагава Кунимицу знакомых героев мы не увидим - вместо них чудные и весёлые красавицы обыгрывают легендарный сюжет:
Не менее разнообразны и "негравюрные" воплощения этой истории - в миниатюрных фигурках нэцкэ и декоративных деталях японского меча (цуба, фути и касира):
На каких-то из них король тэнгу выглядит очень грозно и устрашающе - не подступишься:
А где-то на грозном Содзёбо юный воин катается верхом, как на лошадке:
Здесь наши герои изучают свиток в таком необычном месте не случайно, ведь по легендам тэнгу появляются именно из яйца, как птицы:
В завершение - вот эта чудная гравюра от ученика Хокусая Янагава Сигэнобу:
Грозный, но добрый Содзёбо умилённо следит за успехами своего ученика.
PS: А для тех, кто ещё не очень хорошо знаком с волшебными существами Японских островов - ссылка на замечательную
статью о тэнгу из книги А.В. Власкина "Японская нечисть. Ёкай и другие". Очень весело и познавательно!