"Ночной парад демонов" Тоса Мицунобу

Aug 13, 2020 21:45



Тоса Мицунобу (1434-1525). "Ночной парад демонов". Копия свитка, сделанная около 1800 года.

В своё время я как-то обещал выложить полностью этот удивительный живописный свиток, посвящённый традиционному сюжету "хякки яко" (ночному параду ста духов).
И сегодня он будет как нельзя кстати, ведь именно 13 августа в Японии начинается праздник Обон - время, когда грань между миром живых и миром духов особенно тонка.

Традиция изображений таких потусторонних процессий уходит своими корнями в давнюю историю. Так, один из первых свитков с этим мотивом появился в Китае ещё в XIII веке.
Здесь демонов ведёт их легендарный укротитель - Чжун Куй (в Японии известный как Сёки):


Китайский парад демонов

В Японии эта традиция обрела свои особые черты, навеянные народным поверьем, согласно которому летними душными ночами (особенно в августе) по улицам селений проходят процессии чертей, призраков и демонов, исчезающие с рассветом.
Отсюда же родом и игра "Хяку моногатари кайданкай" с рассказом леденящих душу историй о сверхъестественных созданиях - ёкаях.
Одним из самых старинных японских изображений "хякки яко" считается свиток XVI столетия, авторство которого приписывается художнику Тоса Мицунобу.

Остаётся только дивиться буйной фантазии художника - кого (и чего) только нет на этом свитке...



Странные существа, жуткие ведьмы и даже живые котелки...



За "бумажным" драконом гонится демон вполне реальный - когтистый, клыкастый:



Всё страньше и страньше...



А здесь чудо-"ребёнок", который так приглянулся, что попал на заглавную страницу. Только вот если действительно приглядеться, ножки то у него совсем не человеческие...





То ли живое одеяло, то ли огромный нос чей-то сбежал:



Галантный синий демон в придворной шапочке, тот ещё модник:



Ожившие музыкальные инструменты бредут со страдальческим выражением "лиц". Таких мы ещё встретим...



"Что тут вообще происходит?!" - охает проходящая "дама" (у неё, правда, с ногами тоже "непорядок"):



Целое семейство демониц осталось на привале:



А весёлая процессия тем временем продолжается...





Самые мудрые впереди - в подобающих одеяниях или с учёными свитками:



А этот короб лучше не открывать - там явно что-то очень большое и очень недоброе внутри:



Бегут, бегут, сломя голову (конечно, у кого она есть)...





Немного даже переживаешь за обезьянку и зайца, но демоны то ненастоящие, бояться нечего...



Удивительно выразительны пугающие тени - это одно из самых эффектных мест свитка. У меня, почему-то, они вызвали ассоциации не с японскими легендами, а с викингами и скандинавскими сагами и сказаниями.





Конец свитка

Почему же этот живописный (т.е. не отпечатанный) свиток попал сюда - в блог, посвящённый японской печатной гравюре?
Всё дело в том, что влияние традиции, заложенной этой работой и её китайскими предшественниками, заметно чувствуется в великом множестве гравюр укиё-э, посвящённых ёкаям.

Это и "запретный" триптих Утагава Куниёси, о котором столько здесь было написано:



... и сказка о воробье с обрезанным язычком:



... и своя необычная история наваждений от Цукиока Ёситоси:



Наоюки противостоит призракам в замке Фукусима Масанори

Пожалуй, другой работой Ёситоси и закончим на этот раз.
Здесь духи и демоны совсем не страшные, а очень себе даже симпатишные и забавные:




Посмотреть поближе, тут тоже кого только нет: черти и самурай из чайной утвари, грустные музыкальные инструменты и печальный Дарума, который никак подняться не может:





PS: Полистать свиток Тоса Мицунобу целиком можно в онлайн-коллекции Британского музея, откуда и были взяты изображения для этой заметки.

Хякки яко, жуть, Японский бестиарий, ёкаи

Previous post Next post
Up