О воспитании опять.
Что-то упустила я этот момент в своём любимом бложике. В остальных блогах, которые как бы для работы, вообще ничего не писала сто лет, наверное. Там ведь про туризм писать надо. А про туризм у меня нынче не пишется.
Так вот, о воспитании. Нужно ли заставлять ребёнка? А если речь идёт о подростке, которому вот-вот стукнет 17 лет?
И вообще, заставлять - это нужно? Это полезно? Это хорошо или плохо?
Для меня всегда этот вопрос был, практически, нерешаемой головоломкой. Потому что, исходя из личного опыта, я с проблемой, когда меня родители что-то заставляли делать - не сталкивалась вовсе. Меня никто никогда ничего не заставлял! Меня не заставляли учить английский язык, например. Меня не водили на теннис или в бассейн. Меня не воспитывали. Я была сама себе предоставлена, так как родители оба работали, никаких бабушек, кто бы за мной присматривал, разогревал мне котлеты, у меня не было.
Для маминого спокойствия, что я накормлена и не шляюсь нигде после уроков, я посещала продленку аж до 5 класса. В продленке нас водили вo Дворец Пионеров, там я записалась в библиотеку и всевозможные кружки, начиная хором, заканчивая кружком орнетологов. В продлёнке мы делали домашнее задание. Вот и все воспитание. Без всякого принуждения и насилия. И так по накатанной дороже я прошла всю школу. Добавилась музыкальная школа, библиотекарша сетовала, что я стала меньше читать, но тем не менее, опять же, меня никто ничего не заставлял делать. Мама никогда не спрашивала, сделала ли я уроки. Я их делала всегда сама. Не по принуждению.
И вот теперь. Я почему-то должна кого-то заставлять что-то делать. Так это для меня самой стрессово, если честно. Нет, пока Мари училась в начальной 6-летней школе, никто ее тоже ничего особо не заставлял. Хотя мы посещали разные балеты-теннисы-английские. Я ее записывала туда, не спрашивая, хочет она или нет. Но она не сопротивлялась. Меня ведь тоже в начальной школе на продленке никто не спрашивал, хочу я петь в хоре или нет. Меня записали туда, как и всех остальных. И все. Другое дело, что потом нас осталось там человек 8, наверное, из нашего класса, кто продолжал ходить туда на занятия и по воскресеньям, когда никакой школы не было.
Когда Мари уже было лет 12, я узнала от какой-то слишком умной китаянки, что, оказывается, детей нужно заставлять. Но, только лет до 10. Потом уже никого ничего заставить не реально.
И я подумала тогда: боже, надо было заставлять больше! А поезд уже ушёл!
Ладно, уж что сделано, то сделано, а что не сделано, то ещё можно наверстать, наверное. Но всегда душа моя противилась насилию. Считаю неправильным все-таки постоянно принуждать ребёнка к каким-то действиям. Таким образом самостоятельного человека не воспитаешь. Он все время будет ждать чьей-то команды. Сам проявлять инициативу точно не будет.
Когда я вижу взрослого человека, который якобы пошёл по стопам отца или матери, я невольно думаю о том, что человек этот выбрал модель своей взрослой жизни под копирку родительской именно потому, что сам не смог определиться, к чему лежит душа. Родители всю жизнь дергали за верёвочки, и человек вырос таким послушным марионеткой, родители-куклодоводы вовремя подсказывали все шаги, которые этот человек-марионетка должен был сделать, чтобы состоятттся в жизни. И состоялся. Ведь родители дёргали вовремя нужные верёвочки.
И вот сегодня я увидела другое. В инстаграме один мой одноклассник постит постоянно свои семейные фото.
И я вдруг обнаружила: он со своей женой - оба профессиональные спортсмены, он чуть ли уже не заслуженный тренер, а сын у них вырос... дизайнером! Художником! Представляете? Считаю, что это ЗдОрово!
Ну явно тут никто парня не вёл на верёвочке никуда, ни в какой большой спорт его не пихали, хотя все данные у него для этого есть. И парень вырос и пошёл своей дорогой. У парня красавица-жена, сын, замечательный дом, и своё дело. Любящие родители не подмяли его в своё время под свои рамки, не заставляли его крутить сальто на брёвнах, хотя, наверняка, хотели, чтобы и он, как и они, и их родители, чтобы он тоже сделал спортивную карьеру.
Нет, вот если так вдуматься, в династии спортсменов вырос художник:) Ну круто же!:)
Так что, нужно ли заставлять? Вот его бы заставляли целыми днями проводить за тренировками, гоняли бы его на сборы, соревнования, смог бы он стать профи в своём совершенно далеком от спорта деле? Нет, конечно. И вот тут-то собака и зарыта. Мне кажется, что заставлять все-таки - это неправильно.
Теперь посмотрим на меня. Что делаю я?
Лет с 12 я давила на Мари. До 12 лет мне это не приходило в голову. Но надо было понять уже тогда, что ребёнок совершенно ни к чему не испытывает глубокого интереса. Надо было об этом задуматься ещё тогда. Но я водила ее по кружкам. Она не сопротивлялась, и даже ходила туда с радостью, потому что там всегда было общение с другими детьми. В принципе, она ходила туда поиграть с детьми в промежутках между занятиями. На том же теннисе - само занятие ей было скучно, а после занятия они могли час бегать там где-то с подружкой, и ей было в кайф. И это касалось всех ее кружков. В принципе, не зря ходили, да. Однако, вся ее коммуникабельность резко сошла на нет сейчас, когда она уже третий год пребывает в абсолютном отсутствии друзей. Ну про единственную подружку, с кем общалась год, и которая куда-то испарилась, мы уже забыли.
В школе она, наконец-то, дошла до кружка. Собиралась долго. Я просигналила куратору ее, и они начали ее активно агитировать. Преподы. Наконец-то, она соизволила посетить одно занятие. После чего сказала мне, что там одни дуры, и она больше туда не пойдёт. Вчера с ней на эту тему опять общалась препод, руководительница этого кружка. Кружок по крафту. Кружок умелые руки, короче говоря. Я молчу. Несмотря на полное отсутствие друзей, и на ее желание завести друзей, ей те девчонки, которые были на том занятии, когда она туда пришла, чем-то не понравились. Поэтому она сказала, что ходить туда не будет. Ну и не ходи. Сказала я ей. Это ее личное дело. Раз ее все устраивает, что она вот так живет, то ради Бога.
Конечно, я считаю все это ненормальным. Но раз такое дело, раз у неё такие требования к людям, пусть так и живет в полном одиночестве.
Если честно, я уже жутко устала от всех ее этих каких-то непонятных мне проблем. Я не понимаю, как так можно ходить в школу и ни с кем там не разговаривать. Почему нельзя ходить в кружок хотя бы ради того, чтобы делать там какие-то поделки. Чтобы заниматься в школе ещё чем-то помимо уроков. Я многого не понимаю в ее теперешней жизни. И главное, я уже даже не знаю, как лучше. Как лучше - решать ей самой. А по ней видно, что ей лучше вот так.
Муж в мое отсутствие выдыхается с ней страшно. Выматывается, не то слово. На него ложится самая большая нагрузка. Он сейчас ей заменяет всех, и друзей в том числе. Вечерами напролёт они сидят и беседуют. Иногда ржут как кони, иногда я слышу, что они о чем-то бурно спорят. Она все вечера проводит с ним. Я удаляюсь в свою комнату. Я устаю от них обоих. Они заседают в ливинге с 6 вечера и до 23:00!
Вчера захожу вечером в ливинг, а они сидят гимн Японии поют:) Ржака:)
Я, конечно, тоже уделяю ей внимание. До 18:00, после школы и до ужина мы с ней наяриваем где-то. По утрам перед школой я с ней «няньчусь».
Сегодня после школы заехали посмотреть на хризантемы. Сейчас повсюду выставки хризантем.
После хризантем заехали на винодельню рядом с ее школой, там проходит выставка рисунков из городского музейного архива. Все работы - эпоха Мейдзи.
Погуляли по саду винодельни, я посмотрела на виноград.
Камелии цветут кругом сейчас.
Я не могу сидеть с ней вечерами по 5 часов кряду и просто лясы точить. Но я всегда с ней стараюсь проводить время с пользой и культурно:) И стараюсь сделать так, чтобы мы не просто где-то с ней сидели, а ходили-ходили, и желательно на свежем воздухе.
Все наши вот такие «походы» она потом долго вспоминает, и у неё всегда ещё сохраняются фотографии с таких вот выставок или прогулок, как сегодня. Считаю это важным.
Вообще, то, что я эту неделю нахожусь дома, для них прям счастье. Даже кот кайфует.
Я с огорода притащила травы всякой, сушу дома мяту, что уже хорошо для нервов (ароматерапия)
Соседка дала мне дайкона, тыквы, я варю супы каждый день, так как без меня они жрут одни суши с доставкой на дом.
В воскресенье Мари сдавала устную часть английского. Не знаю, сдала ли. Она уверена, что сдала. Следующий уровень сдавать идти категорически отказывается. Сказала, что будет готовиться сейчас к тесту по иерогам. Ну раз она так хочет, пусть сдаёт иероги. Я не заставляю:)