Головная боль

Dec 10, 2016 13:11


У меня сейчас в жизни только одна головная боль.
Это ШКОЛА.
Как трудно разрушать общепринятые стереотипы в голове насчёт образования.

Потому что все наши представления о том, куда и зачем должен пойти учиться ребёнок, эти представления стары как мы с вами:) Они были актуальны ещё 30, 20, хорошо, 15 лет назад. Но сейчас? Когда наша жизнь кардинальным образом изменилась, благодаря гаджетам-планшетам-смартфонам, а это между прочим всё не просто современный наш язык, это всё средства для получения информации, а мир вступил в эпоху информационнных технологий... Господи, дай Бог памяти, когда? Я уже не помню! Потому что последние лет 15 - информационное общество - это общество, в котором мы живём. И ещё лет 15 назад консалтинговые конторы зарабатывали на сборе информации миллионы долларов, сейчас любой школьник проделает то же самое, причём совершенно бесплатно.


Мы так страдаем, что наши дети не подходят к полке с книгами, не берут оттуда томик стихов Пушкина или словарь Даля:) А дети давно уже изучили все, что им нужно, в интернете. Моя дочь, например, такое впечатление, что она ходячая медицинская энциклопедия. Она все знает про всякие болячки, как почему, и чем лечить. В силу того, что у неё самой СРК, она постоянно ищет в интернете новую инфо по теме "Как жить с СРК".

В силу того, что доступность информации сейчас - это не проблема. И если выборочно к информации не относиться, можно просто утонуть в информационном потоке. Я вижу, что у нынешних детей, в отличие от нас, есть это "противоядие": они к информации подходят выборочно, берут то, что им нужно, остальное отсекают.

Отсюда вывод: а школы что? Чем они занимаются? Как они подают детям информацию?

Ну то, что японское образование - это полная профанация, я давно уже это поняла. Я не в сравнении с другими. Я не знаю, какая профанация в школьном образовании в других странах, может, там ещё хуже. Я не сравниваю. Я только в рамках Японии.

Недавно попался текст от NHK: сейчас все моднее становится отдавать детей в частные школы при университетах, уже с начальной школы. Всегда нормой было - со старшей. Кто очень боялся завалить вступительные экзамены в такие старшие школы, шёл со средней (там тоже вступительные есть, но попроще). Сейчас уже с начальной школы. В 5 лет дети уже поступают в университеты.

То есть, фишка в том, что если ты в 5 лет сдаёшь вступительный в такую-то школу при таком-то частном универе, ты потом учишься до самого выпуска из универа без каких-либо экзаменов. Другое дело, что обучение ребёнка вот так "по эскалатору" с детсада до вуза обходится родителям минимум 17000000 йен (ок.170 тыщ.$), тем не менее японские семьи на это идут. Ведь нынче в каждой семье по 1 ребёнку. Если два ребёнка в семье, такая схема уже доступна только для очень состоятельных людей. Помимо обучения ребёнка ведь есть ещё кредиты на жильё и пр. Задумайтесь, сколько бабла тратят японцы просто "на жизнь".

Так вот, специалисты всякие бьют тревогу. Мол, схема эта придумана вузами для самих же вузов. А о детях кто думает? В Японии демографический кризис. Нация на грани исчезновения. Ещё через 100 лет японцев надо будет заносить уже в красную книгу. И вот в условиях старения нации, и дефицита детей, универы трясутся за свою душонку, где набрать студентов-то? Недобор студентов и вуз закроется. Вот они и придумали уже из детсадов вербовать себе абитуриентов. Когда родители 12 лет школьного обучения столько денег заплатят за невнятное образование, у кого потом рука подымется пойти поступать куда-то в другой вуз, когда в "родном вузе" тебя ждут уже без вступительных экзаменов?

Вообщем, образовательная сфера Японии нынче в таком кризисе, что просто диву даёшься, как они эти школы-вузы ещё у умудряются держаться, не закрываться.

Недавно обедали с профессоршей. Она говорит, мол, нынешние студенты в приоритете держат подработку, а не учёбу. К учебе относятся формально. А главное для них, это подзаработать денег на новую сумку или турпоездку. Вуз выбирают не по призванию, к чему душа лежит, а где больше возможностей трудоустройства. От вуза никто никаких знаний не хочет, все хотят только бумажку, диплом, который нужен для резюме, чтобы сдать работодателю. И все.

И я вот слушая ее, понимаю, что вузовский диплом-то кому он нужен сегодня? Никому. Только для резюме. Если ты хочешь устроиться на работу в чью-то компанию. И все.

Ради чего все эти потуги со школами тогда?

И я даже уже не в шоке. Я понимаю, что нынче уже не тот век романтизма, когда мы выбирали себе дорогу, шли в вузы в те, куда лежала наша душа. Сейчас другое время. Другие требования времени. Все изменилось. А мы продолжаем лезть уже в чужое войско со своим уставом. Учись, учись, авось пригодится. А дети не хотят жить и учиться на авось. И если пригодится, то всегда можно начать учить и выучить, в любом возрасте. Потому что дети понимают, информации столько, что ее надо отсортировывать. Невозможно наесться на завтра. Так же невозможно угадать, что именно, какие знания тебе пригодятся завтра.

Знала ли я в свои 15 лет, что мне в будущем нужен будет японский язык?

Нет. Я и в 25 лет ещё не знала, что он мне будет нужен.

Но как стал нужен, я же его выучила. Не имея при этом в запасе ни одного другого иностранного языка в приличном состоянии. То, что я учила английский и немецкий, это не считается. Английский не был в состоянии нынешнего моего японского, и читать на японском мне сейчас значительно проще, чем на английском. Но я знаю точно, если завтра в жизни все изменится и я окажусь в ситуации, когда мне нужен будет английский, то за неделю я эту проблему решу. Всего за неделю. Я в этом уверена на 100%.

Так вот, ни в каких супер-пупер школах я не училась, вуз закончила гуманитарный, тоже не ахти какой. А что мне понадобилось в жизни, когда страна, в которой я жила, улетала стремительно в ж...пу, и я вместе с ней? А я не хотела! Мне было уже под 30. И я понимала, что срочно надо что-то делать. Но никакие дипломы, ничего мне в моем деле - не были подспорьем. Только мой характер и сильное желание все в своей жизни раз и навсегда изменить. К лучшему. Доля авантюризма, и вперёд. К светлому будущему. У меня были свои приоритеты тогда, и на тот момент я смогла достичь всего того, что мне было тогда нужно.

А мне было нужно всего-то: дом, семья, ребёнок, профессия конкретная. Японский язык - это главное в моей профессии сегодня. Так что получение образования уже здесь - это даже не обсуждалось. Что тут без японского языка делать-то?

Сейчас уже прошло почти 20 лет с того момента, когда я все в своей жизни поменяла. И это совсем не значит, что сейчас я живу спокойно, и меня ничего уже не интересует, я ни к чему не стремлюсь.

Нет. Только сейчас у меня новые желания, новые цели. Это к тому, что в свои школьные годы я даже не подозревала о том, что у меня вдруг может возникнуть интерес к тому, что мне интересно сейчас. Поэтому соломку подстелить на все случаи жизни - это утопия:)

Другое дело, что круг моих интересов все равно ограничен, я люблю творчество, это понятно, мне нравится что-то придумывать, создавать, но в каком ключе, пока не могу открыть всех карт. Да и пост не об этом.

А о том, что школы нынче - это полный бред.

7 декабря в нашей школе был последний 5-часовой тест. Типа министерской опять. Мари готовилась морально. Только ей выдали бумагу, что тест будет 8-ого.

6-ого мы гуляли.


И во время прогулки она сказала мне, что завтра над будет пойти в школу перед тестом у учителей выяснить кой-какие места, в которых она не уверена.

А вечером приходит ее классрук и сообщает, что тест не 8-ого, а 7-ого! Я расстроилась, так как мы 6-ого весь день прогуляли, не занимались. И консультации ее не состоятся. И тут он говорит:"В принципе, если она плохо себя чувствует, можно не приходить...". Я готова была дать ему в морду, чтоб заткнулся, сволочь такая. Ну и все. Она услышала, и морально расслабилась. На утро уже видно было, что идти она не хочет. Ну раз сказали, что можно не ходить.

Правда, сама она даже не заикнулась. Я собрала ей бенто в школу. Тест длится 5 часов.


Термос с чаем. На улице был сильный ветер. Отвезла ее. Сама на зумбу поехала.

Ну и... через 2 часа директор школы все-таки опять привёз ее домой. После английского и японского у неё скрутило живот, она засела в туалете, время утекло, смысла держать ее до конца теста не было никакого.

Ну вот что будешь делать? Как только она заходит в эту школу, у неё начинает болеть живот. Дома, в дзюку, нигде не болит. Только в школе.

Ладно бы просто не ходила в школу, но занималась бы дома. Но уйдя с теста в школе, дома она чем занималась? Делала себе маникюр и педикюр:) Причём,получается у неё это лучше, чем у меня:)

Вот такое у нас образование:)

образование, школьное, размышлизмы, учеба

Previous post Next post
Up