Продолжение. Начало здесь:
http://shmjak-shmjak.livejournal.com/8541.html Дойдя до границ с Сардами, Александр сделал привал. Здесь императору пришло одно озорение, о котором мы узнаем позже, при штурме Галикарнаса. Здесь же сбылись два пророчества: выделив из казны 5 сундуков с золотом и отдав его всем страждущим, а также отправив своего военного советника Пармениона в столицу, Александр показал себя щедрым и мудрым властителем (уровень Александра поднялся с 1 на 3).
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/41075/41075_600.jpg)
Александр сходу взял Сарды и разорил окрестные земли:
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/41297/41297_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/41672/41672_600.jpg)
Исторически же комендант города Сарды Митрен сдал город несмотря на то, что он был прекрасно укреплён, а расположенная на горе цитадель и вовсе была практически неприступна. Благодаря этой измене Александр без боя заполучил одну из самых сильных крепостей в Малой Азии и богатейшую казну. В благодарность царь ввёл Митрена в своё ближайшее окружение, а вскоре назначил сатрапом Армении.
Покончив с Сардами, Армия Александра III подошла к стенам Галикарнаса. На самом деле осада и дальнейший штурм города дался Александру очень тяжело. Стоя под стенами Галикарнаса, Александр понял, что чуть ранее совершил промах: зная, что македонскому флоту сложно драться на воде с флотом персов, а содержание его обходилось слишком дорого, император распустил свой флот. А так как Галикарнас снабжался с моря, и поскольку у Александра не было возможности перекрыть канал снабжения, армии пришлось готовиться к заведомо трудному штурму. Тем более что за стенами города-крепости сосредоточились крупные силы персов под командованием военачальника Мемнона, грека на службе у царя Дария.
Галикарнас оказался крепким орешком для македонской армии. Прежде Александр бил противника в поле, либо брал города с хода, теперь же пришлось вести правильную осаду, применяя опыт, накопленный отцом Александра Филиппом II в его осадах греческих городов. Для штурма Александр выбрал восточную стену Галикарнаса, более удобную для использования осадных машин.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/46354/46354_300.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/46704/46704_300.jpg)
На подступах к городу и на самих стенах крепости шли кровопролитные бои. Но в конце концов таранами македонцы обрушили часть восточной стены, однако галикарнассцы возвели за ней новую, мощнее прежней. Силы македонцев таяли из-за обстрела дротиками из катапульт, а в ночной вылазке осажденные чудом не опрокинули войска Александра. После этой неудачной попытки на ночном совещании персидских военачальников решено было оставить город. Стены были в немалой степени разрушены, гарнизон потерял много людей убитыми и ещё больше ранеными. Крепость могла стать западней для защитников. На рассвете Александр вступил в пустой город. Он приказал окружить укреплениями акрополь, внутреннюю крепость, где укрылся, оставленный с большим запасом, гарнизон, город же до основания разрушил.
А вот как вышло у нас в игре:
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/41967/41967_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/42052/42052_600.jpg)
Благодаря своему прозрению, Александр раскусил боевые планы персов. И разрушив стены, уничтожил немногочисленный гарнизон. Пограбив город, двинулся на Ликию, с которой поступил аналогичным образом. Только на руинах Ликии, он основал новый город:
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/42274/42274_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/42634/42634_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/42826/42826_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/43256/43256_600.jpg)
На этом кампания "Граник" подошла к концу. Не сказать, чтобы уж очень она была сложная. Но в том и прелесть серии соло-варгймов Field Commander, что сложность прохождения можно варьировать, вводя функциональные правила.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/52384/52384_original.jpg)
Во ВТ в очередной раз попытался найти ключик к немецкой обороне в The Drive to Metz. На этот раз все вышло еще более плачено, чем в предыдущие разы: немцы выиграли у американцев с разгромным счетом 15:1. Оливковые через чур распылили свои силы по всем направлениям, и итоге не взяли ни одной контрольной точки.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/46061/46061_600.jpg)
В ЧТ доиграли с сыном очередную партию в All Things Zombie от Lock' N Load. Дано уже не играли и потому забыли основные принципы выживания в зомби-апокалипсиса: меньше производить шума и держись от зомбаков на большом расстоянии. В результате свою миссию по извлечению профессора из окруженного со всех сторон зомби, изобретшего сыворотку против зомби-вируса мы провалили.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/47463/47463_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/49302/49302_300.jpg)
Потеряв одного за другим всех шестерых героев и подставив профессора, почтили минутой молчания последнюю попытку излечить постапокалиптический мир. На фото ниже: мой персонаж Ник, забравший с собой на тот свет кучу инфицированных (спасибо штурмовой винтовке), и куча зомби, повисшая на Баффи (укротительнице вампиров, а не зомби), - аж 23 штуки!
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/50093/50093_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/50206/50206_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/50938/50938_300.jpg)
В СБ с товарищем Юрой разложили второй сценарий из Rock of the Marne, который так и называется "Камень Марны". События игры описывают второе Марнское сражение между немецкими и англо-франко-американскими войсками, состоявшееся 15 июля - 5 августа 1918 года вблизи реки Марна в ходе Первой мировой войны. Это было последнее генеральное наступление немецких войск за всю войну. Атака немцев на войска союзников началась 15 июля в составе 40 дивизий 4-х армий - к востоку и западу от Реймса (город расположенный на расстоянии в 120 км к востоку от Парижа). Объектом внимания заглавного сценария "Камень Марны" стало западное направление немецкой атаки. Вдоль извилистых берегов Марны расположились части 6-й французской армии. Укрепленных позиций здесь как таковых не было. Предполагалось, что союзники смогут удерживать противника за счет естественных преград в виде реки и довольно пересеченной местности.
Прямо по центру фронта, напротив городка Дорман союзники имели довольно разреженную оборону, чем и воспользовались ведомые мной немецкие штурмовые бригады. При поддержке авиации штурмовые подразделения форсировали Марну и навели через реку мосты.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/51079/51079_600.jpg)
Французам хорошо помогали американцы (которых за доблесть и прозвали тем самым "камнем", о который запнулись немцы) и не очень хорошо - итальянцы, - оливковые и изумрудные фишки на фотографии соответственно. Но напора немцев было не удержать: закрепившись на южном берегу Марны, они расширили проход (как бы это двусмысленно не звучало) и стали заходить в тылы союзных войск.
.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/51368/51368_600.jpg)
Где-то к середине сценария у меня возникло ощущение, что на поле брани происходит избиение младенца: слишком легко немецкая машина (даже без использования танков) прорезает оборону французов. Дальше больше: к 8-му из 10 ходов сценария у меня в резерве оставалось еще несколько свежих дивизий, а союзники уже почти кончились. Союзные подкрепления в виде 22-го экспедиционного корпуса британцев (на фото ниже - это красные фишки на дальнем плане) и 1-го кавалерийского корпуса французов , намеченные на 9 и 10 ходы, просто физически не могли бы достичь точки соприкосновения с врагом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/shmjak_shmjak/66719742/51781/51781_600.jpg)
У меня лично возникло ощущение, что данный сценарий через чур механически вырван из контекста всей кампании и в данных временных рамках (10 ходов) не может быть сбалансирован таким поздним приходом союзных подкреплений. Конечно, если брать полную кампанию на 15 ходов, то небольшие прорехи в обороне можно закрыть переброской войск с фланга на фланг, но здесь это не реализовано по уму. Пока не знаю, что можно сказать про другие сценарии, но я бы сразу попробовал разложить полную кампанию.
На этом все. Насыщенная вышла неделя! Желаю и вам того же!
На главную страницу проекта:
СЮДА