Об Анне и Кнуте Гамсуне.

Feb 06, 2014 13:27

Все началось с одной моей чудной экс-френдессы, питерской писательницы. Типичной представительницы классической интеллигенции-прямо списанной с сухого, вежливого определения Грамши. (Я б определила более эмоционально.)
Прелюбопытная это категория-классическая интеллигенция-носительница буржуазного наследия, с исторической памятью о семейных поместьях и родовых склепах.
"Ах, оставьте! Я Анна, но совсем не Ахматова! Как это типично считать нас питерских по меньшей мере ахматовыми... "
Анна-натура, действительно, тонкая, созидающая, мыслящая, меланхоличная и безгранично истомленная своим богатым внутренним миром. Наследие-оно томит!)))
Как-то Анна, тщательно выбирающая для себя только хитромудрое, поведала страждущей озарений публике, что любимая книжка её сына, зачитанный до дыр "Голод" Кнута Гамсуна.
Это такое женское счастье- восхищаться сыном, отражаясь в нем лучшими гранями. Знаю. Это правда здорово. :)
Я, разумеется, не то что не читала "Голод", а даже слыхом не слыхивала о Гамсуне! Ну что тут скажешь? Охлос!)))
Прочитала.
Для прочего демоса в двух словах:
"Это было в те дни, когда я бродил голодный по Христиании, этому удивительному городу, который навсегда накладывает на человека свою печать…"
На протяжении всего романа герой бродит все более и более голодный по Христиании. Бродит мучительно,гордо, а порой даже со злой надменностью. Он писатель. Созидатель. Создатель.
Серая убогость, которая окружает героя, несмотря на собственное жалкое положение, вызывает в нем этакий микс из брезгливости, жалости и отчаяния. Разве может его глубокая проза быть востребованной этим жалким, несовершенным миром? Эх...Чужой в холодном городе.
Целыми днями скитается по улицам в поисках манны небесной, от страшного голода жует деревянные щепки, надкусывает грязный тощий палец...А мир его равнодушно не принимает, сиречь не ценит плоды его глубокой духовности.
Голодная пытка разрушает физически и духовно, заставляют возненавидеть Бога. Но герой выше ненависти к непонимающим и не признающим его талант несчастным, да и занят-несет крест на Голгофу.
Ну и в итоге, доведенный до отчаяния, заблудившийся титан, становится юнгой на русском корабле и отплывает в никуда на поиски лучшего мира.
Непонятно, неприятно, небанально. Уж не знаю, добивался ли Гамсун такого эффекта, но ни сочувствия, ни жалости к герою во мне не проснулось.

Вот такая вот история об Анне и Кнуте Гамсуне.

В негодовании праведном напекла своим девочкам вкусняшечек. Любимое печенье: мягкое, красивое, воздушное, буржуйско-шоколадное! А если с теплым молочком...ммм!)))

Кнут Гамсун, Читаючи

Previous post Next post
Up