А. П. Чехов "Моя жизнь. Рассказ провинциала" (впечатления)

Jan 06, 2014 02:22

Благодаря стараниям просвещенной части человечества теперь и Чехов внес свою долю хаоса в мои и без того беспорядочные мысли. И более того, мне это еще и нравится: неожиданные эмоции.

Одним словом-возмутительно!
Чехов, за которым надежно закрепилась слава гуманиста и образцового интеллигента совершенно немилосердно рушит все на своем пути! Без морализаторства и вердиктов, с сочувствующим трепетом, гуманист Чехов прекрасно справляется с ролью заплечных дел мастера. У меня сложилось абсолютно четкое ощущение, что Чехов вообще ни в какие гуманистические идеалы не верит. Хотя, конечно, мучительно не верит.

В "Моей жизни" Мисаилу-бесхарактерному, робкому бунтарю опостылело все: отвратительный, построенный его бездарным отцом, город с никчемными взрослыми и жестокими детьми, навязанная работа, "нелепая" сестра, несуразная жизнь. Да и он сам себе не мил.
И во всем этом безвыходном унынии Мисаил-носитель передовых идей:
"То, что вы называете общественным положением,-говорит он отцу,- составляет привилегию капитала и образования. Небогатые же и необразованные люди добывают себе кусок хлеба физическим трудом, и я не вижу основания, почему я должен быть исключением."
Очень хочется ему добиться всего своим ФИЗИЧЕСКИМ трудом, никого не эксплуатируя.
(Почему иной труд-это прожигание жизни совершенно не понятно.)
Благие намерения. Несомненно.
Только вот на поверку оказывается, что и против капитала Мисаил ничего не имеет.
Изобилие в квартире инжинера Должикова его восхищает:
"И от него пахнуло на меня тем же счастьем, что и от его ковров и кресел".
Дорогие Машины наряды описаны несчетное число раз, а удовольствие от застольного разнообразия вообще повод для стыдливого самоедства героя.
Жертвами его благой цели оказываются отец и сестра. Но это ведь "не великая" жертва?
Маша, без сильного плеча рядом, тоже не справляется. А ведь могла бы! Маша волевая и энергичная. Ей бы чуть-чуть помочь. (Вообще все женщины в повести замечательные!)
Но "гуманист" Чехов, конечно, не видит вариантов.
Ну не верит Чехов в созидательность идей. Мисаил и Маша, осознавая себя через идею терпят поражение.

А вот скорби Чехов выделяет особо. С редкими, вдруг появившимися бурными эмоциями. Как факт особо значимый.

"В темноте, под дождем, я почувствовал себя безнадежно одиноким, брошенным на произвол судьбы, почувствовал, как в сравнении с этим моим одиночеством, в сравнении со страданием, настоящим и с тем, которое мне еще предстояло в жизни, мелки все мои дела, желания и все то, что я до сих пор думал, говорил. Увы, дела и мысли живых существ далеко не так значительны, как их скорби!»

Скорби значительны! Рутина значительна. Именно это определяет поведение и мысли человека. Так считает Чехов. Справедливо.
Но вот всякие ли идеи и рефлексия вторичны и не созидательны? Чехов считает, что да. И это "да" возмутительно.

В городе все семьи несчастны. Семью,как ценность Чехов тоже аннулирует. Он в неё не верит.
Почему-то ни у Мисаила, ни у Маши Должиковой нет матери. Браки все несчастны: Мисаил с Машей расстаются; доктор Благово не живет с женой и тремя детьми, а мечется не соображая куда прибиться; Клеопатре вообще достаются крохи, хоть и сладкие.
"Гуманно". А если вспомнить чеховское-"если не хочешь быть одиноким, не женись",то тема о семейных ценностях у Чехова закрывается.

О церкви и вере, которая издревле была хранителем морали и нравственности, ни слова!
Зато пьянство, воровство и грязь весьма живописны.

Спасительный свет, который я с такой надеждой выискивала в повести нашелся в весьма странном месте-на кладбище. Почему-то именно там все покойно или радостно, а иногда ДАЖЕ наполнено смыслом.
Лучше работается-на кладбище, любовные свидания-там же, да и в конце повести трепетные встречи с Анютой Благово именно на кладбище.
Маша на свидании роняет реплику:"Кроме кладбища, мне теперь положительно негде бывать, - говорила она мне со смехом. - Город прискучил до отвращения."
А "бойня находилась за кладбищем"! Учитывая, что Чехов не использует лишних слов, эта "бойня" за кладбищем- совершенно немилосердно!
Финал повести. Чехов рассказывает о том, как проводит праздники главный герой:
"А по праздникам, в хорошую погоду, я беру на руки свою крошечную племянницу (сестра ожидала мальчика, но родилась у нее девочка) и иду, не спеша, на кладбище." Там они встречают чудесную Анюту Благово и вместе ласкают счастливую девочку. Вот такие радостные, праздничные мгновенья.

Что это за гуманизм такой?

И самое досадное в этом, что написано все гениально! Чехов умудряется довести простоту изложения до такой концентрации, когда кажется, что это уже и не искусство в полной мере,а списанная жизнь. Это просто зеркало. Заглянул и увидел себя с "лучшей" стороны и в "лучшей" перспективе. Я тут увидела отголоски своей истории, своих эмоций. Не сомневаюсь, что каждый что-то свое увидит. А уж то, что кажется своим, до боли знакомым, проигнорировать невозможно. Задевает. И еще как!
Чехов гениален, но он разрушитель. Малевич от литературы.

Чехов, Читаючи

Previous post Next post
Up