однажды 20 лет спустя

Dec 01, 2013 18:53

Давным-давно, аж 20 лет назад, аж страшно - столько не живут; когда должность школьного психолога была еще в диковинку; когда авторитет психолога был высок, а знания его представлялись ключом  к решенью всех проблем, - приходили ко мне за помощью и советом не дети, ради которых собсно все и затевалось, а учителя и родители. С вопросами: ну и как мне управляться с этим кошмарным ребенком? Правильно ли я поступаю в таких-то обстоятельствах? Как воспитывать и не орать? Расскажите мне, в чем я неправ и что делаю не так...
Дети тоже приходили. Но не как к психологу. Эту мою испостась они игнорировали. Я работала еще и учителем на полставки, и они приходили ко мне со своими бедами, потому что я  - хороший учитель и, как им казалось, хороший человек. Психолог или нет - детям было неважно. Важно было, что молодая училка - добрая, веселая, вежливая, справедливая, никогда не повышает голос, никогда никого не унижает, даже самого последнего двоечника и раздолбая, всякого старается понять и, как выразился один отличник, "не делает из знаний культа". Приходили с теми же вопросами: как мне быть и поступать в таких-то обстоятельствах, как вести себя с родителями и друзьями, кто прав и кто не прав в ссоре и что я делаю не так?
И вот мы сидели и разбирались - кто прав, кто виноват, как надо и как не надо, что хорошо и что плохо, и все западные психологи-гуманисты пришли бы от этого в тяжкий ужас: как можно, это же критика, моральные оценки, давление на чувство вины, навязывание чужого мнения и т.д. и т.п. преступления против человечности.
Но от тех преступных и негуманных занятий была детям и взрослым ощутимая польза. Они думали над своим поведением, сравнивали, искали причины, оценивали их значительность, вникали в интересы своих близких и главным критерием поступков выбирали справедливость, вещь субъективную и негуманную, но очень эффективную на практике.

Прошло 20 лет. Клиенты, приходя ко мне, первым делом требуют несправедливости. Клиент не может быть неправ, какую бы мерзость ни натворил. Клиент желает и настаивает на полном одобрении всех его действий, причин, мотивов и намерений. Клиент не терпит никакой критики в свой адрес. Клиент признает только одну моральную оценку: он - хороший, все кто ему неугоден - плохие. Клиент не выясняет, кто прав и кто виноват в конфликте, клиент  точно знает, что прав он, а виноваты все остальные. Клиент не спрашивает: что я делаю не так? Клиент рассказывает, что делают не так его родственники и знакомые, и спрашивает: как мне сделать так, чтобы они делали так, как я хочу? Клиент не допускает никаких возражений и рассмотрений иной точки зрения. А потому что он пришел к психологу, а не к прокурору, а психолог обязан сказать ему, что он хороший, он во всем прав, виноваты злые люди, которые обидели клиента и попортили ему жизнь; психолог обязан утешить, расхвалить, поддержать во всем клиента и научить его манипулировать близкими так, чтобы они, близкие, обеспечили клиенту благополучие и хорошее настроение и все, что он может и должен делать для себя сам.

Короче говоря, за 20 лет активная позиция массового клиента сменилась глубоко иждивенческой.
Но я-то осталась прежней.
Не смогла я перестроиться и переучиться на одобряющего гуманиста, который скажет вам за ваши деньги все, что вы хотите слышать, и пообещает все, чего алчет ваше рекламоориентированное воображение.
Я не способна врать типичному пошлому обывателю, что он - уникальная личность и его талант ждет своего раскрытия.
Я не могу врать дряблой старухе, что она молода, красива и шикарна, мужчины от нее без ума, и что любовь и секс доступны в любом возрасте.
Я не могу врать унылому тюфяку, лентяю и невеже, что причина его неудач с женщинами - в застарелом конфликте с мамой и что мама его подавляет и неправильно любит.
Я не могу врать фантазеру и раздолбаю, что он может быть лидером и развивать бизнес, вот только надо убрать "блоки" и наработать "лидерские качества".
Я не могу врать бестолковой мамаше, что ее ребенок капризен, злобен и неуправляем, потому что у него такой характер от природы, а она его воспитывает идеально.

И не надо мне рассказывать, что это очень правильная тактика - сперва клиента утешить, похвалить и поддержать, а когда он, получив "принятие", расслабится, - аккуратненько внушить новую полезную мысль, и клиент, глядишь, потихоньку, без напряга, начнет меняться...
Не начнет. Ему это на фиг не надо. Зачем меняться, если и так полный одобрямс? Если он и так хороший и во всем прав, и психолог ему это подтвердил. Не за тем ходят нынче к психологам, чтобы менять свою жизнь и меняться самому. Не затем чтобы работать. А затем чтобы получать подтверждение собственной правоты и значительности. А эта психолог, представляете, хамка, еще и спрашивает: а вы не задумывались, почему ваша мама/ребенок/супруг/начальник так себя ведет? Чего он от вас хочет и зачем ему это нужно? Да какое мне дело, кто чего от меня хочет, ясно же - сволочь он и эгоист, это я от него хочу до фига всего, а он не дает, аааааа меня обидели, а эта психолог нет чтобы пожалеть, так еще и вопросы задает... какой она после этого психолог...

И то правда.
Пора валить из профессии.
Previous post Next post
Up