Помните ли вы, были ли у ваших детей сложности с тем, чтобы выучить таблицу умножения?
Как вам кажется, почему эти сложности возникают?
Что могло бы помочь этих проблем избежать?
Мне кажется, что корень многих проблем - привычка натаскивать детей, которые ещё не готовы переходить от конкретного к абстрактному и требовать "отвечать быстро, не задумываясь".
А ещё проблема бывает в том, что дети выучивают, не понимая смысла умножения. Просто выучить - не работает со многими детьми. Что ещё, как вам кажется, может приводить к тому, что дети не любят и не понимают математику?
У нас скоро будет
онлайн-семинар про таблицу умножения и разные арифметические игры для школьников, которые улучшают навыки устного счёта.
Что мы делаем с дошкольниками?
Много пересчитываем предметы - камушки, палочки, дырочки нумикона.
Иногда с шестилетками начинаем понемногу и в умножение заходить,
но обязательно в наглядном виде.
Брось 2 кубика.
Зелёный кубик говорит, сколько нарисовать ёлочек.
Красный кубик говорит, сколько нарисовать игрушек на каждой из ёлок.
А теперь сосчитай все игрушки на всех ёлках.
Несколько вариантов таких заданий есть в
тетрадке "считаем, играем"
Вот, например, ещё такая игра про счёт пятёрками: возьми карточку от игры "турбосчёт" со зверями.
Если это птички, построй для каждой птички красный домик-кормушку из 5 палочек (как на доске)
Если ёжики, то каждому ёжику по ёлочке из синих палочек
Если лягушки, то каждой по болотцу - квадрат с диагональю.
Сосчитай все свои палочки во всех домиках, а я угадаю, сколько у тебя зверей на карточке.
Разговор про умножение мы обычно начинаем с
таблицы Пифагора.
В первом ряду числа по порядку: 1, 2, 3...
Долго ли мы можем продолжать этот ряд? Долго, до бесконечности.
Во втором ряду числа 2, 4, 6, 8... Этот ряд мы тоже можем продолжать сколько угодно.
Оказывается, после 10 таблица умножения не заканчивается!
В таблице Пифагора можно играть в загадки и числа-соседи...
Какие числа спрятались под деталями тетрамино?
Потом играем с таблицей сотни
где в таблице сотни будут расположены числа, которые делятся на 6?
рисуем двоичное дерево и считаем, сколько новых веток на каждом шаге появилось
А сколько новых треугольников появляется с каждым шагов в треугольнике Серпинского?
Потом обсуждаем идею масштаба и пропорций.
в маленьком уголке 3 клеточки.
а в среднем?
а в большом?
а сколько будет в следующем?
Вот, например, простая штука -
твистер для пальцев с числами -
придумай пример с ответом 24 и поставь пальцы на нужные кружочки
Складываем из нумикона квадраты с третьим классом.
Кто-то придумал по 2-3 квадрата одинакового размера.
Прошу их зарисовать и сосчитать все дырочки.
Считают, тыкая пальчиком в каждую клетку. Третий класс!
И при этом удивляются, что каждый раз получается то 16, то 25, то 36 клеточек. С чего бы это?
Вот ребёнок, который смотрит на меня с очень хитрым видом, и говорит мне "27!"
-Фиолетовый!
-Но как вы отгадали?!
Это мы им предложили играть в загадки с нумиконом: дети берут по 3 одинаковых детали, считают все дырочки на трёх деталях, и говорят мне ответ. А я - ТА-ДАМ! - угадываю цвет детали.
Когда эта идея освоена, можно начинать играть в числа в масках.
Разные числа надели разные маски. А одинаковые числа - одинаковые маски
С какой строчки удобнее начать разгадывать?
С теми, кто уже понимает идею умножения, можно играть так:
загадай 2 разных числа не больше 10.
Скажи мне сумму этих чисел.
Теперь перемножь их и назови, а я постараюсь угадать твои числа.
Если нужна отработка навыка, то можно играть в 4 в ряд - с 2 кубиками на умножение
А какие игры и задания помогли в итоге вашим детям выучить и понять таблицу умножения?