Семинар про социо-игровые приёмы в обучении

Mar 31, 2019 11:19

В среду мы ездили в школу "Абсолют" под Серпухов,
там было человек 40 преподавателей,
и двое ведущих из Хорошколы, очень зажигательных.
Я про такие методы читала в книге М Ганькиной "Грамматическая аптечка" и в книге В. Букатова, Ершовой "Хрестоматия социо-игровых приёмов", но одно дело - читать, а совсем другое - попробовать это на себе. А П Ершова до сих пор курирует эти проекты в "Хорошколе" и в "Новой школе", и было очень интересно во всё это поиграть на практике.

В какой-то мере мы многие из этих игр используем в наших занятиях мышематикой с дошкольниками, но со школьниками не пробовали. Эта система особенно хорошо работает не с малыми группами, а как раз с целым классом в 25-35 человек.
В обычной школьной системе в нашей стране очень часто урок с учениками начальной школы выглядит так: учитель вещает у доски, все смотрят и внимают.
Потом один отвечает у доски или с места, все ждут, кто-то скучает, кто-то отвлекается. И единственный способ включить в работу всех - дать всем разом листочек с письменным заданием.
Вот тут дети работают, и не так отвлекаются.
Но можно ведь и по-другому построить работу, и сделать так, чтобы ученики взаимодействовали друг с другом.
Можно научить их придумывать задания друг для друга, проверять эти задания друг у друга, и при этом не обижать никого.
А ещё детям на уроках очень не хватает движения обычно.
Как можно с этим справиться:
делим класс на группы по 4-5 детей. Ставим их парты вместе, сажаем каждую группу из 4 человек за один стол.
Дальше внутри команды каждый знает свой номер (ты - работник номер 1, Ваня - номер два, я - номер три, Катя - номер 4).
-Вторые номера, быстро подбегайте ко мне за заданием!
В каждой группе все подбегают, и только им учитель шепотом выдаёт инструкцию: скажем, вот вам листочек с фразой, вы диктуете фразу шёпотом своей группе, а все записывают.
Потом бежит за следующим кусочком текста номер 4, потом номер один и тп...
И каждый не берёт в руки кусок текста, а старается его запомнить...
Задача при этом такая: не написать максимально грамотно, а продиктовать так, чтобы у всей группы был текст записан одинаково, с одинаковыми ошибками и даже исправлениями. То есть "номер два" диктует как он запомнил, но если кто-то может поправить, то это исправление должны у себя написать все члены команды. В этой игре оценивается не точность, а командное взаимодействие.

Или другая игра, уже другими группами, по 6-7 человек.
Подбегает пятый номер, берёт листочек - это кусок текста задачи.
Потом второй номер приносит ещё кусочек текста.
И в итоге все эти кусочки надо расположить в нужном порядке.
Потом оставляем "собранный" текст задачи, и группы меняются, сдвигаясь по кругу.
Следующая группа, получив текст задачи, быстро решает ее и пишет своё решение.
Снова меняемся.
А следующая группа проверяет решение задачи и находит, за что похвалить предыдущие 2 группы.

Мы такую систему используем с шестилетками, когда проводим урок-квест - скажем, про варежки
Но там всё-таки у каждого своя задача, каждый ходит и ищет нужные варежки сам

image Click to view


Пятилетки тоже справляются, и им тоже нравится...

Про домики и мордочки более сложный квест, но тоже нашим детям очень нравится - и это вполне в духе этого подхода.

Но можно эти идеи применять к любому навыку, которому мы хотим научить детей.
Скажем, хотим научить детей сопрягать прилагательные с существительными по родам.
Предлагаем первому номеру подбежать к доске и выбрать там существительное мужского рода, и диктует это слово всей своей группе, скажем, СЛОН, второй номер бежит и ищет существительное женского рода, скажем, КОЗА, - и диктует его всем, третий номер бежит и ищет существительное среднего рода - и тоже диктует: ОКНО. А потом четвёртый номер ищет прилагательное и диктует его,
и первые номера делают словосочетание со словом мужского рода, второй - со словом женского рода и тп,
и у кого-то получается БОЛЬШОЙ СЛОН, а у кого-то БОЛЬШАЯ КОЗА, или БОЛЬШОЕ ОКНО. Потом меняемся ролями или потом одна группа проверяет тетрадки другой группы.
Нам не нужно пытаться сделать так, чтобы все тетради в конце урока были одинаковыми!

При таком подходе многие вещи получаются эффективнее, ученики намного активнее включены в урок, сосредоточены, сконцентрированы.
Начало урока может быть, например, таким:
молча хлопаем, запуская волну, в общем ритме: первый, второй, третий...
Потом - молча хлопаем, но не каждый, а через один, и те, кто хлопают в этот раз - молча встают.
Или ведущий хлопает в ладоши несколько раз. Сколько раз он хлопнул, столько человек должно быть в каждой группе (у нас похожая игра - снежинки кружились)
И когда одна группа готова, они все хором хлопают в ладоши - или все разом поднимают руки.
Присваиваем каждому имя: 1, 2, 3...9, 0, -, +, =
потом учитель диктует пример,
и нужные номера встают и записывают свою цифру или свой знак, и потом сами молча ответ записывают - в том же порядке.
Скажем, надо посчитать 24 + 31 =.
встают 2, 4, +, 3, 1, =, 5, снова 5
Или игра в "морской бой", каждому присваивается имя (если у нас 25 человек, то от А1 до А5, от Б1 до Б5, и далее до Д5)
Учитель просит всех придумать сложные слова, в которых он часто делает ошибки.
Потом он говорит: Б3, и диктует тому, кто встал, своё сложное слово.
Тот должен сперва вызвать - дать время на то, чтобы приготовиться отвечать - следующий номер, скажем, А5, а потом сам по буквам диктует спеллинг сложного слова, которое ему назвал учитель.
Если он назвал правильно, и все согласны, то все кивают, а если нет, то поднимают 2 руки. Кто не согласен, что ты правильно сказал? Вот и подбеги к любому из них, спроси, как правильно. Произнеси ещё раз. Так лучше, все согласны?
Тогда теперь ты диктуешь следующему своё сложное слово...

Если нам надо вместе обсудить какой-то текст, то мы можем этот текст выдать на группы по 5-6 человек, и дать к тексту задания: сколько раз встречается такое-то слово?
А какое самое длинное слово вы нашли в этом тексте? Ответ не кричите, а поднимите всей командой столько пальцев.
А теперь каждый получает 3 листочка и пишет продолжения фраз:
Я считаю...., а вы?
Я не понял, ...
А вы заметили, что ...
Потом все эти бумажки собирают по сортам, и представитель каждой команды приносит своей группе по 2 бумажки каждого типа, и они выбирают самые их заинтересовавшие.
Работа с текстом получается очень и очень насыщенная!

мышематика, русский язык, семинар, квест, русская школа

Previous post Next post
Up