Выходные я провела в Англии, преимущественно в Лондоне,
и в субботу с утра у меня было два урока чтения у малышей 4-5 лет,
потом были ещё беседы с их учителями, и потом в воскресенье - лекция для родителей про чтение.
В Русской Гимназии у Юли Десятниковой очень интересный подход, который мне кажется очень правильным: на занятиях в русской школе должно происходить что-то интересное и увлекательное, чтобы детям хотелось дома этим поделиться с родителями, обсудить, попробовать дома повторить опыт с урока по химии, или спеть ту же песенку, что пели на музыке.
А можно ли сделать увлекательными и игровыми уроки чтения?
Да ещё с учётом того, что русский язык у этих детей - не единственный, и не у всех детей богатый словарный запас, и не всегда родители дома говорят по-русски.
Что можно предложить интересного в такой ситуации?
И можно ли сделать урок, в котором мы учим детей читать, и работаем над развитием речи - увлекательным?
Таким, чтобы дети вспоминали и просили повторить?
Можно сесть на пол - в кружочек, и поиграть.
О, говорят дети, эту игру мы знаем,
это же
ЧИТАЙ-ХВАТАЙ!
Да, - говорю я, - но мы будем играть сегодня по другим правилам.
Можно придумывать смешные истории по трём картинкам на карточке - а остальные слушают и угадывают, про какую из карточек ты сейчас рассказываешь.
-Жил-был кит, он кидался бананами и боялся кота.
Один начал рассказывать, что кто-то кого-то боялся и чем-то кидался - и всё, волна,
теперь у всех будут в историях бояться и кидаться.
-Жила-была сова, она кидалась болтиками и боялась робота.
-Жил-был робот, он боялся банана и кидался мячиком.
Хорошо, нас это устраивает - дети активно перенимают опыт друг у друга, и тогда мы можем просто предложить им новую схему.
-Жил-был кот, он ел сыр и дружил с роботом.
И все будут теперь что-то есть и с кем-то дружить.
-Жил-был рак, он любил играть с рыбой и прятаться в доме.
Посидели на полу, поиграли - пора размяться.
Давайте-ка вставать - и превращать вот эту палочку во что-нибудь.
Я говорю "крибле-крабле-бумс!" и потом превращаю свою деревянную палочку от мороженного то в расчёску, то в карандаш, то в ложку, то в зубную щётку.
Дети тоже охотно превращают палочку во что-то своё - в отвёртку, в лопату, в карандаш, градусник...
Я взяла идею седующей игры у Юли Луговской, вариации и карточки придумала свои.
Получилось весело и неожиданно.
Давайте превращать теперь стол!
Кто прочитает, во что он у нас превратился?
Ага, правильно, это лодка!
Так, скорее все залезайте в лодку, там же вода вокруг!
А что там ещё?
Дети свешиваются со стола и читают - кто там ещё плавает...
КИТ, АКУЛА, РЫБА, РАК, КРАБ, МОРСКОЙ ЁЖ...
а теперь другой стол превратили - во что?
в поезд, точно!
мы едем в зоопарк.
пишу на доске, кого мы там могли увидеть, и все читают - ведь интересно, кто же в этом зоопарке живёт!
ЛЕВ, ТИГР, СЛОН, ЖИРАФ, ПОПУГАЙ, ПОНИ, СОВА, КОЗА, ЛОСЬ...
ПИНГВИН, ГУСЬ, УТКА
а теперь другая игра - выбери одно слово на своей карточке и сложи к нему картинку, а мы угадаем, что ты сложил.
Теперь смотри на картинки у соседей, читай их карточки и попробуй угадать, что они сложили!
(Я же не говорю "сядь ровно и прочитай 9 слов" - и дети охотно читают, складывают, отгадывают...)
Потом я играла со второй группой,
и мы играли по-другому.
Из магнитной азбуки "
где ёж" складывали имена и слова, заодно приходилось соображать - а какие буквы ещё нужны для этого слова?
а ещё играли с карточками, на которых написаны разные слова.
Только в Москве у меня шестилетки найденные слова выписывали,
а тут малыши просто отыскивали нужные слова и приносили их учителям.
Задача такая: по всему классу разложены и развешены бумажки со словами
КОЗА, РОЗА, ГРОЗА, БОРОДА, ВОРОТА, ВОРОНА, ЗАБОР, ЗАКАТ, КАША и тп
А каждый из детей получает своё задание.
Один выписывает (или собирает) все слова со слогом (точнее, сочетанием двух букв) РА, другой - РО, третий - ЗА.
Каждый занят своим делом, каждый ищет, списывает, заодно и прочитывает кучу слов.
Вот, что получается
ну, это уже шестилетки - они отлично ищут и неплохо пишут...
Мне ещё очень нравится, какие игры можно с детьми придумать по мотивам книжки про профессии,
http://2lingual.livejournal.com/70396.htmlhttp://2lingual.livejournal.com/67804.html Ещё много всяких любопытных идей про обучение чтению есть в книжке Ганькиной "Грамматическая аптечка".
Из игр - помимо "зверобукв" и "читай-хватай" - мне очень нравится играть детьми в
ПРОБУКВЫ.
Там 7 приятных на ощупь деревянных кубиков с согласными,
а гласных нет вообще - и опыт показывает, что дети без них отлично обходятся )
Скажем, на кубиках выпало Р К В Н К Д П.
Вы можете переставлять кубики (все или часть) в любом порядке и добавлять гласные по вкусу, придумывая слова.
Можно играть на скорость, а можно - ради процесса. Можно на листочке, но проще - устно.
Переставляем кубики и получаем слова
ВоРоНа,
ВоРоНКа,
КоРоВа,
ВеНиК,
ВеНоК,
КоВёР
Вы можете придумать слово, выставить нужные согласные в подходящем порядке - и про это слово сказать загадку-определение, скажем, К* Р * В * - это зверь, который мычит. В* Д *-- можно её пить, а можно в ней плавать.
А с теми детьми, которые любят рифмы, можно играть в смешную игру
"ПАКЛЯ-РВАКЛЯ"
Можно, конечно, усаживать детей за тетрадку или азбуку, но мой опыт подсказывает, что в игре дети читают намного охотнее.
Мы на игротеке в Лондоне, пока ждали опаздывающих, раздали каждому в руки
по книжке-разрезалке.
Дети перелистывали по одной части странички - и хохотали,
оторвать было невозможно.
Голодный грузовик плачет в дупле - ха-ха-ха,
чумазый грузовик - ха-ха-ха,
нет, чумазый жираф - ха-ха-ха...
Хотя проблема с книгами для начинающих читателей всё равно есть.
Простых книжек ужасно мало.
Есть волшебные книжки Юли Луговской про Пипа,
есть замечательные
книжки Тани Русситы, где на каждой страничке 2-3 слова из 4-6 букв,
но таких книжек надо намного больше, на самые разные темы...
Мне ещё очень нравятся короткие
письма от гномика Гоши, я своим детям сама такие писала и рисовала,
и клады по запискам мы искали, и ещё в кучу игр разных с чтением играли...
А на каких книжках начали читать ваши дети?
И что для вас "ребёнок начал читать"?
Может прочитать слово? Фразу? Сам берёт книжку и читает?