В магазине появилась вторая рабочая тетрадь из цикла "Профессии" для детей 3-5 лет:
"Профессии: дизайнер интерьера", скачать ее можно
здесь.
Первая, "Профессии: портной" есть
здесь, а пост про неё
здесь.
30 рабочих листов, работаем с лексикой, грамматикой, подготовкой к письму, чтением и речью.
После "портного" я получила множество комментариев, большая часть которых была про то, что для четырехлетки это сложно, несмотря на то, что ребенок свободно говорит по-русски и т.д. И я поняла, что это принципиальная разница в подходах. Написала об этом в рассылке и повторю еще здесь
Моей дочке было 2 года и 7 месяцев, когда я дописала "портного" и сразу распечатала экземпляр и для нее. Она пока не может рисовать что-то, кроме каракуль и головоногов, но мы научились рисовать на футболке узор в полоску и в клетку, остальное рисовательное оставили на потом (благо это не книжка, а пдф-файл, принтер всегда доступен). Раскрасить по заказу Алиса тоже не может красиво, поэтому раскрасили схематично. Но все задания на поиск, на обвести-провести-соединить, на классификацию одежды на зимнюю и летнюю, домино-карточки мы постепенно сделали. Задание на заказ одежды (в котором клиент описывает, что ему нужно: манжеты, воротник, пуговицы...) довольно интересное, но рисовать Алиса не умеет. Поэтому я вырезала все эти детали из листа ватмана. Алиса тянула карточку с заданием, я изображала клиента и читала, что на карточке написано. Алиса составляла из деталей заказ. У нас остались нетронутыми только задания на чтение, но мы потихоньку до них дорастем.
"Мой ребенок не знает эти оттенки, не знает, что такое манжеты, нам рано". Никто из наших учеников до начала занятий этого не знает! Для этого мы и учимся. И параллельно научился многому другому. Пальчиковые игры, которые работают на формирование системы совершенного и несовершенного видов глаголов, тоже были сложны первое время, но постепенно пальчики все поняли. Я думаю, вы поняли, что речь идет о Зоне ближайшего развития: сначала ребенок умеет что-то делать только с помощью мамы, потом подобные задания он умеет делать сам, а зона ближайшего развития, благодаря этому, расширяется многократно, позволяя вместе с мамой (а потом и самостоятельно) делать все больше и больше. Мне очень нравится этот принцип развития ребенка.
Нет смысла ждать 5 лет, когда ребенок все это будет уметь без вашей помощи, лучше заниматься сейчас, помогать и пояснять, показывать и повторять.
Распечатать тетрадку целиком, начать то, с чем ребенок справляется, потом постепенно подтягиваться до того, что сложнее. Пробовать. Если ничего не вышло, распечатать заново неудачную страницу и через пару месяцев взять ее опять.
Что делать? Играть! Оформить рабочее место подручными средствами. Вежливо разговаривать с клиентом, ведь именно в ролевой игре ребенок впервые тренируется вежливо разговаривать. Задавать вопросы, уточнять. Это же ролевая игра! Мы сейчас с Алисой играем в портного почти каждый раз, когда после стирки я снимаю сухую одежду. У нас есть мин 15 на поиграть до того, как я буду складывать ее и убирать в шкафы. С дизайнером начнется новая история.
Играйте, растите, учитесь новому! Расширяйте игровой опыт, обыгрывайте новые ситуации и примеряйте разные роли, осваивайте все новые и новые профессии.
Через месяц будет продолжение "профессий", а потом - перерыв до осени. А к лету я подготовлю кое-что для детей постарше. Идея, которая появилась еще год назад, и за которую пора наконец взяться :)