Я сегодня вела семинар на конференции, за полтора часа, конечно, почти ничего не успела внятного рассказать и показать,
но очень надеюсь, что сумела показать какие-то важные для меня принципы работы.
Первое, что кажется мне очень важным.
Математика - не телепатия. В ней надо понять, а не "просто выучить"В математике есть стройность, но её надо
(
Read more... )
До чего додумалась, все уже перепробовала. Счеты простые деревянные, само собой. Палочки. Мозаику, разную по размеру.
Последняя попытка была блоки из лего.
Вот это вот 15+15
Все мимо (((
Нам, видящим глазами, все понятно чисто визуально - слева сотня, вот десяток, а справа - единицы. Довольно быстро ребенок понимает, что чтобы из 150 вычесть 20 надо наплевать на сто и работать с десятками. Слепышу это совершенно неочевидно... Уже год как всем колхозом голову ломаем, как Татьяне донести. Или это она такая "альтернативно одаренная" ))) в математике или проблема именно в отсутствии зрения?
И просто так: решали сегодня задачу, заданную на дом: пришелец прилетел на Землю. У него на всех конечностях по 7 пальцев. Сколько всего пальцев у пришельца?
Нескучная математика тут у детей )))
Таня пыталась на пальцах посчитать, сколько их у пришельца. Очень все веселились, включая Таню, что пальцев почему-то не хватило )))
Reply
http://www.walmart.com/ip/38241834?wmlspartner=wlpa&selectedSellerId=0&adid=22222222227026480584&wl0=&wl1=g&wl2=c&wl3=42971435552&wl4=&wl5=pla&wl6=81464106632&veh=sem
там маленький кубик это 1, палочка - 10, квадрат - 100, большой куб - тысяча.
Насколько я понимаю, у слепых детей, как и у видящих, от единиц к десяткам переходят сначала через счет физических предметов.
Сколько здесь палочек - 1,2,3,...9
А здесь сколько? - 1, 2, ....15.
А здесь? - 1, 2, 3, ..., 16
А что будет, если мы вот эти 10 свяжем вместе (или положим 10 в маленький мешочек), вот так. Здесь в пучке 10 штук, и вот еще отдельно две. Сколько всего? - 10, 11, 12. 12!
А если пучок и еще 4? - пучок, значит 10, потом еще 4 - 11, 12, 13, 14. 14!
Посчитали так пару дней, перешли к 20+, 30+
Параллельно в обратную сторону - дай мне 12 кубиков. Можно отсчитать 12 по порядку, можно дать один десяток и еще две штуки. И то, и другое правильно, но постепенно ребенок начнет чаще пользоваться десятками, потому что так быстрее.
Когда ребенок запомнил, что один пучок палочек (пакетик кубиков) это 10, сказали, что у этого есть отдельное название - десяток. И этот десяток может выглядеть очень по-разному - мешочек с мелкими кубиками, палочка, которая по длине равна 10 кубикам, одна строчка костяшек на счетах, одна лего-деталька с 10 точками. Научились на всех этих предметах определять, какое число загадали и наоборот делать любое число.
Зрячие дети от десятков к сотням переходят примерно за год, так что не надо рассчитывать, что это быстро произойдет.
Reply
Она хорошо считает по порядку до ста и обратно. И дальше десятками считать может тоже: 100, 110 и тд.
А почему-то какие либо операции с ними - все. Никак.
Пучками связывала, складывала, конечно. Не понимает. Вернее - будто бы поняла, но в следующий раз снова полный завис, как ничего не объясняли никогда.
Она уже почти два года не может перейти к десяткам. Это уже явно проблема. Сотни вообще темный лес.
Вот предмет другой формы для обозначения десятка или сотни не пробовала! Вдруг пойдет, попробую.
Reply
он имеет очень слабое отношение к умению считать, понимать суть числа.
Она просто поняла, какое словосочетание полагается говорить после "тридцать шесть".
Но это не счёт в нашем понимании,
это скорее хорошо выученная скороговорка,
и "счёт" десятками - другая скороговорка.
А к пониманию количества она, видимо, пока не подошла.
Это у многих детей занимает много времени,
а ей в первые 3 года жизни явно было актуальнее выживать, а не считать...
Reply
Reply
Reply
кружочки от маленького к большому - вообще не очевидно, почему маленький - это "единичка", а большой - "пятёрка"...
счётные кубики, как мне кажется,
и попытки считать движения, шаги, звуки - то, что нельзя пальчиком потрогать.
И только когда с этим освоится запросто - тогда уже переходить к десяткам
Reply
Reply
Вот, скажем, если я тебе даю 2 мячика - то надо 2 раза сказать мяу,
а если 3 кубика, то надо этими кубиками 3 раза стукнуть по полу.
Или кар-кар-кар - три раза махнуть руками, а ква-ква - два раза подпрыгнуть.
Эти игры нужны для того, чтобы возникла универсальность числа,
и понимание, что 3 чашки, 3 мячика, 3 ложки - похожи только тем, что их по три.
И отличный вариант - считать на пальцах,
на кубиках счётных, которые по ссылке,
на счётных палочках,
и тоже переводить - если ты мне дала 4 палочки, я тебе даю 4 изюмины,
а если 5 мячиков, то я дам 5 орешков.
Отсутствие зрения в целом довольно сильно, как я понимаю, затрудняет формирование количественных отношений, и поэтому простейшие идеи приходится объяснять по сто раз.
Reply
такие пластиковые полоски с дырочками для пальцев,
прямоугольник 2 на 3 - это 6,
а такой же, но с лишним торчащим на 1 выступом, в одном ряду 3, в соседнем 4 дырочки - это 7.
и с их помощью всё пересчитывать.
но где купить - не поняла...
Reply
Leave a comment