Заниматься с детьми математикой. Как?

Feb 01, 2016 01:14

Я сегодня вела семинар на конференции, за полтора часа, конечно, почти ничего не успела внятного рассказать и показать,
но очень надеюсь, что сумела показать какие-то важные для меня принципы работы.
Первое, что кажется мне очень важным.
Математика - не телепатия. В ней надо понять, а не "просто выучить".
В математике есть стройность, но её надо научиться видеть.
И если сам взрослый математику не любит, боится, и тем более считает её невыносимо скучной, то не стоит браться за занятия с детьми. Во всяком случае, надо ДО занятий с детьми найти в математике те темы, которые радуют лично вас.
Потому что если взрослый считает, что это математика - это сложно, непонятно и скучно, то он своё отношение почти наверняка передаст детям.

Математика - это не только примеры, бесконечные примеры с числами, столбики и столбики, и целые страницы скучнейших примеров. Нет, математика - другая!
Откройте великолепную книжку "Математическая составляющая", откройте сайт "Математические этюды" http://etudes.ru - вы увидите, сколь многогранна и интересна настоящая математика.
Откройте тетрадку "Математика - это красиво" издательства МИФ, и "удовольствие от Х", "Алиса в стране математики",
возьмите для вдохновения книгу Звонкина "Малыши и математика", да масса есть прекраснейших книг про нескучную математику.
Сборники задач про слонёнка Лу, сказки Лёвшина про магистра рассеянных наук и другие, книги Смаллиана.

Математика - это и логика, и геометрия - отнюдь не только арифметика.
В математике есть задачи, у которых много правильных ответов.
Математика - это не каллиграфия, и не столь важный математический навык - красиво писать цифры, а вот умение рассуждать - важно.
Каллиграфия и правила оформления - навык, который вполне доступен детям в 3-4 классе, но который отнимает слишком много сил у первоклашек, которым пока и суть сложна. И мы спасём много нервов, если в самом начале избавим детей хотя бы от части сложностей, связанных с оформлением.
В математику можно играть - и это мой самый, наверное, главный тезис.

про это и моя книжка "Математика вприпрыжку",
и предыдущая - "Пирог с математикой"

В геометрию можно играть с кубиками,
со счётными палочками,
с геодосками,
с любым конструктором
и даже с настольной игрой.

В арифметику можно играть с самыми разными настольными играми:
турбосчёт
спящие королевы
свинка10
фрукто10
цветариум
Зевс на каникулах
код фараона

А можно нарисовать свою самодельную игру-ходилку, и играть с двумя игральными кубиками, двигая фишки на сумму или разность того, что выпало.

Можно использовать задачи прошлых лет с разных олимпиад,
а можно взять за основу программу учи.ру (у них, кстати, появился раздел с задачами "со звёздочкой")
или "математика дома"

В общем, главное, наверное, о чём я рассказывала - это что математика - это не скучно, и в ней есть простор для творчества. Но главное - сперва родителям самим увлечься.
Кому-то больше нравятся геометрические задачи,
а кто-то обожает задачи про рыцарей и лжецов,
или про развёртки...
В математике с детьми много простора для творчества!

И при этом важно понимать, что все люди разные, у кого-то одна игра или задачка идёт на "ура", а у соседа эта же игра вызывает скуку.
А какие у вас любимые математические игры и задачки?

игры, книги, ссылки, математика

Previous post Next post
Up