Рассказывала сегодня первоклашкам про клинопись,
и пыталась донести до них идею, что когда-то в древности люди рисовали 4 птички - при помощи 4 значков птицы, а 4 яблока - при помощи 4 значков "яблоко", и появление идеи числа "4", которое не зависит от того, что именно считать - это очень крутая идея, прорывная для своего времени.
Кстати, и сама клинопись для многих первоклашек удобна и понятна - в качестве объяснения того, как мы складываем число из десятков и единиц, и как считаем сумму, складывая десятки с десятками, а единицы - с единицами.
И если в древности люди эту идею придумали не сразу, то вполне логично предположить, что и разные дети тоже эту идею осваивают не сразу.
Кто-то из детей уже в два-три года осознаёт именно абстрактную идею количества, и понимает не только слова, но и значки, которыми принято это количество обозначать.
Кто-то понимает идею, и может, тыкая пальчиком, пересчитать предметы.
И знает первые 5-6 слов, которыми мы обозначаем количество.
А вот картинки с цифрами, наоборот, пока путает, и не отличает цифры от букв.
Кто-то хорошо усваивает информацию на слух, и тогда он легко выучивает как песенку скороговорку "один-два-три-четыре-пять", но это ещё не значит, что он умеет считать!
Он может, считая шаги, шагнуть всего 4 раза, а досчитать при этом до 7.
Некоторые дети могут правильно произносить числа одно за другим: тридцать один, тридцать два, тридцать три и тп,
но при этом реально с трудом могут сосчитать 6-7 предметов.
Одно дело - словесный навык, и совсем другое - счёт.
Кому-то идею количества надо понять, как ритм, на слух.
Гав-гав-гав = 3,
мяу-мяу, мяу-мяу = 4
Кому-то важно нарисовать соотношение между числом, записанным цифрами - и несколькими предметами.
А кому-то нужно всё прощупать, осознать на ощупь.
Таким детям бывает сложнее всего,
поскольку у нас очень многое в обучении основано на умении всё понимать на вид и на слух.
Что можно предлагать таким детям:
-считать на пальцах
-считать шаги
-считать прыжки и любые другие активные действия
-переводить из одной системы в другую, скажем, если показали на пальцах 4, то надо 4 раза подпрыгнуть, а если показали 5 кубиков, то надо 5 раз хлопнуть в ладоши
-считать на ощупь предметы (грецкие орехи в мешке, конфеты в коробке)
-сделать наглядные счётные предметы или купить
набор, где есть отдельные единичные кубики, палочки-десятки, плоскости-сотни, и большой куб - тысяча. И с этими кубиками играть в магазин.
Когда пощупаешь 2 сотни и 3 десятка, а потом 3 сотни и 2 десятка, то не станешь их путать.
-сделать счёты (5 бусин одного цвета и 5 другого) Прячем несколько бусин в кулаке, и отгадываем - сколько спрятано и какого цвета.
Ещё можно выкладывать узоры, лесенки, счётные дорожки из кубиков.
Мы сегодня, например, делали так:
складывали 10 разными способами, 1 + 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6, 5 + 5
Потом я прятала часть кубиков, а ребёнок отгадывал, сколько пропало.
Лесенка 1-2-3-4-5 помогает обнаружить пропажу, делая её более наглядной.
Понятно, что в школе вам скажут "надо учить наизусть таблицу сложения".
Надо, да. Без неё неудобно потом.
Но её не надо учить, как стихи, её надо понимать, щупать в игре, и выводить это знание из собственного опыта!
А опыт лучше всего приобретается в игре.
Из самых действенных - "турбо-счёт" и "хали-гали", но в целом подсчёт очков в любой игре тоже годится.
Иногда понятие числа формируется к 3 годам, иногда - только к 7-8.
В школе такой ребёнок будет пытаться как-то компенсировать своё непонимание, будет пытаться считывать правильный ответ по выражению лица учителя, или списывать у соседа, или пытаться выучить всё наизусть.
Если ребёнок плохо ориентируется в числах больше 12, то не торопитесь наращивать сложность и переходить к сотням, они не станут понятнее!
Возвращайтесь туда, где ребёнок уверен в своих силах, и двигайтесь постепенно.
Без ощущения успешности учиться невозможно!
Я встречала немало детей 8-9 лет, плохо считающих даже в пределах первого десятка, и затрудняющихся ответить, сколько будет 6 + 6, и просто столбики с примерами этим детям не помогали совсем, а вот игры и разнообразные подвижные занятия - ещё как помогали!
А вы сами помните какие-нибудь темы из школьной программы, с которыми у вас были сложности?