14 февраля на площадке Общероссийского народного фронта прошел круглый стол, посвященный мерам поддержки молодых художников», в котором приняли участие представители творческих союзов, музеев, вузов и научных сообществ.
Я сделала там доклад "Изобразительное искусство как инструмент формирования Российской гражданской идентичности"
Введение. В мае 2018г Президент сформулировал стратегические цели развития России. Одна из них напрямую касается искусства. Эта цель - «укрепление Российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации»
(7 мая 2018 г., п. 12, подпункт а).
Никакая страна не может устойчиво существовать, если её граждане не чувствуют своей принадлежности к ней, своей национальной идентичности. Такие страны исчезают с карты Земли
Чувство гражданской идентичности формируется в детстве, в процессе воспитания, общения с родной природой, с родителями, с учителями, от чтения книг, от контакта с национальной традицией.
Как формируется национальная идентичность сегодня, когда ребёнок оторван от природы, когда на него воздействует агрессивная информационная среда?
Напомню об основных инструментах формирования идентичности: 1. Родной язык. 2. Образование. 3. История. 4. Искусство. Все вместе они формируют среду, именуемую «культура».
Искусство воздействует на психику, душу человека в обход сознания. Чтобы искусство влияло на человека, оно должно быть естественной частью повседневной среды: должно постоянно, изо дня в день воздействовать на органы чувств.
Известно, что более 80% информации об окружающем мире человек воспринимает зрением. Отсюда - особая роль изобразительного искусства. Оно «работает», если является органичной частью визуальной среды человека. Изобразительное искусство работает даже в иллюстрации, если она в книге, которую ребёнок регулярно держит в руках. В старых учебниках публиковались высочайшие образцы изобразительного искусства: Пластов, «Фашист пролетел», Врубель, «Царевна лебедь», Решетников, «Опять двойка», Пластов «Ужин Тракториста».
Об этом было хорошо известно руководству Советской России; оно сознательно выстроило изобразительное искусство как инструмент массового воспитания советского человека. Плохо это или хорошо? Думаю, что во многом благодаря этому инструменту наша страна победила в войне, первой вышла в космос, стала мировым лидером во многих областях.
Скажу пару слов о ключевом инструменте советской системы изобразительного искусства - Художественном фонде СССР. Она включала в себя и подготовку кадров, и систему производства, и каналы доведения информации о советских, национальных ценностях до каждого гражданина большой страны.
Воспитательная работа этой системы была очень эффективна, это ни для кого не секрет. Художественный и ценностный уровень советского человека был самым высоким в мире. Вместе с разрушением СССР и советской идеологии были разрушены и системы Национального изобразительного искусства и кино, выполнявшие функцию воспитания Национальной гражданской идентичности народов СССР. Эту нишу быстро заняли Голливуд и Дисней - фабрики по упаковке западных мировоззренческих ценностей.
Что мы имеем на сегодняшний день?
1. Фабрика по внедрению западных ценностей работает на полную мощность и приносит предсказуемые плоды.
Что видят дети ежедневно вокруг себя? Что угодно, но только не те образы, которые могли бы приобщать их к русской многонациональной культуре, традициям и ценностям. В результате дети становятся носителями чужих культурных кодов и мировоззрения.
2.В России нет целостной системы, которая бы развивала у детей национальную идентичность, нет ее даже в проекте. Об этом можно судить по тому, что ИМЕННО чиновники планируют делать в области культуры: они планируют строить огромные «культурные центры». А об уровне культуры собираются отчитываться по посещаемости этих центров. Напрашивается сравнение со временами позднего СССР, когда об уровне культуры населения судили по количеству телевизоров на душу населения.
3. Художники. Перед художниками никто не ставит достойных задач, поэтому художники теряют квалификацию, уходят из профессии. Они не востребованы обществом и не приносят той пользы, которую способны приносить. Уровень изобразительного искусства в России неуклонно снижается, ведь что не работает, то отмирает.
4. Финансирование. Расходы государства на культуру немалые. Только на федеральном уровне предусмотрены расходы в размере более 80 млрд рублей в год (не считая целевых программ). Местные бюджеты примерно в 5 раз больше. Однако из-за отсутствия концепции и целостной системы эти затраты не только непродуктивны, но даже контр-продуктивны.
источник
Как говорится, если у корабля нет цели, то никакой ветер для него не будет попутным. Деньги, которые общество тратит на культуру, должны давать конкретный измеримый результат в виде укрепления национальной идентичности граждан. Так считает и общественность, и наш Президент.
Возможности. Нужно сказать, что сегодняшняя ситуация несёт в себе не только проблемы, но и возможности.
Вот они:
1. Есть кадры и готовые структуры, материальная база, есть политическая воля руководства страны, готовность и способность художников приносить реальную пользу обществу. Существует государственное финансирование, которое ПОКА используется крайне неэффективно, Есть цифровые технологии, способные дать прорывные возможности в управлении Культурой. Эти технологии и соответствующая цифровая платформа у Союзов Художников существует.
В стране Есть успешный опыт воссоздания стратегических сфер, например в таких областях как армия и космос, и есть ценный опыт работы советской системы государственного управления культурой.
Последние 30 лет показали: массовое тематическое искусство высоких образцов не может существовать без государственного управления и финансирования. Высокое искусство не может развиваться по законам рынка: это - не предмет потребления, но при этом оно предмет первой необходимости для Нашего общества и Нашего государства. Поэтому управление, финансирование и контроль в сфере кулльтуры должны быть у нашего государства, их формы нужно РАЗРАБОТАТЬ И ВНЕДРИТЬ.
Образ будущего.
Чтобы построить светлое будущее, нужно сначала его описать. Это будущее - здоровая и формирующая культурная среда для наших детей и внуков, которые понесут ценности нашей Российской многонациональной цивилизации в будущее.
У нас есть конкретное видение этой среды и как её создать, но это выходит за рамки доклада, к тому же формировать его предстоит широкому кругу специалистов и общественности.
Мы предлагаем сделать первые шаги.
Шаг 1. нужно разобраться в том, что мы имеем и собрать и обработать информацию:
- что реально нужно целевой аудитории (родители, педагоги, дети);
- что могут и в чём нуждаются художники.
Для этого у нас готова и работает цифровая платформа, на её основе мы соберем и обработаем необходимую информацию
- нужно выяснить объемы и структуру расходов государства на изобразительное искусство.
Шаг 2. Нужно разработать образ будущего - целевое состояние, концепцию управления и оформить этот в виде Национального Проекта Изобразительного искусства.
Наша инициативная группа Сюзов Художников готова взяться за разработку документа с детальным описанием Национального проекта по изобразительному искусству для рассмотрения в профильном комитете Государственной Думы.
Приглашаем к нам присоединиться представителям всех заинтересованных структур и организаций.
/Яна Поклад, член правления Товарищества живописцев Московского Союза Художников, заместитель председателя комиссии по информации и связям с общественностью. Член МОСХ России./