Текст большой, решила его опубликовать весь, а позже разобью на темы.
Национальный проект «Воссоздание целостной системы национального изобразительного искусства как инструмента укрепления Российской гражданской идентичности»
1. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО
Философия и история вопроса
Зачем обществу (государству) необходимо искусство?
Как соотносятся понятия Искусство и Культура? Что такое Культура.
Культура является совокупностью информации, составляющей систему ценностей и приоритетов, передаваемых не генетически. По Бердяеву, Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Исторически Культура передавалась:1) в семье от старших к младшим, 2) в контакте с родной природой, 3) в коллективе при решении общинных или общенародных задач, на массовых праздниках, 4) через визуальные образы народного искусства. Культура является основой любой цивилизации, в данном случае - нашей Русской цивилизации.
Культура - если одним предложением - это и есть национальная гражданская идентичность: система ценностей цивилизации или страны и совокупность механизмов воспроизводства этой идентичности.
Искусство - это один современных (искусственно созданных) механизмов системы воспроизводства и поддержания национальной идентичности народа (Культуры), наряду с языком, образованием, историей, семьёй. Значение искусства исторически возрастало в связи с концентрацией управления, в условиях удаления человека от природы при перетекании населения в города, сужения зоны публичной групповой деятельности (в связи в том числе с механизацией сельхоз процессов), ослабления прямой воспитательной роли семьи, ускорения информационного потока. Стало необходимо доставлять идентификационные образы непосредственно к адресатам культурного кода - к детям и молодёжи.
Изобразительное искусство исторически предназначалось для формирования идентичностей. Эстетические стороны искусства являются формой и средством решения задачи, обёрткой. А сама задача искусства всегда была в сильном целенаправленном эмоциональном и целеуказательном воздействии, оно исторически использовалось для формирования идентичности в обход сознания, и воздействовала непосредственно на эмоции и душу. (Росписи Храмов и капелл эпохи Возрождения - для приобщения к христианской идентичности). Произведения И.И. работают медленно, но верно, и результат их работы более устойчив, чем в современных формах - кино и мультипликации. Но при одном условии: если человек видит эти произведения изо дня в день, из месяца в месяц (а не однократно, сходив в музей).
Современное изобразительное искусство имеет богатый инструментарий для формирования гражданской идентичности. Это узнаваемый Родной пейзаж, исторический и батальный жанр, исторический портрет, Крупная тематическая сюжетная форма: образ Родины, Материнство и детство, Семья, Любовь, Любимая Работа, Спорт и физическая культура, Подвиг, Победа, Слава Русского оружия.
Новейшая история вопроса.
В СССР в 1930е годы был разработан и внедрён национальный проект по приобщению детей и молодёжи к советской гражданской идентичности, где изобразительное искусство стало инструментом воспитания новых поколений граждан, идентифицирующих себя с Советской Россией.
Было разработано целевое состояние гражданского общества и концепция перехода к нему. Для реализации концепции была создана объемлющая и достаточная государственная структура - Художественных фонд СССР, его функции были прописаны и закреплены в уставе ХФ.
Никогда, нигде, ни в какие времена государство не пускало на самотёк гражданскую идентичность, поскольку заботилось о своём продолжении. Не надо смущаться терминами СССР и Советская Россия. Помимо идеологии, которая может меняться хоть раз в 20 лет, существует причастность к Русской цивилизации и преемственность мировоззрения. И структура художественных фондов её обеспечивала, а это важнее, чем идеология. Важно разделять многовековые цивилизационные ценности России и любую идеологию, которая боле поверхностна и скоротечна.
В результате деятельности ХФ была создана целостная структура механизмов изобразительного искусства.
Она включала в себя:
a. профессиональные Союзы художников
b. систему обучения и подготовки мастеров
c. систему занятости или трудоустройства
d. общую материальную базу: комбинаты, дома творчества
e. индивидуальную материальную базу мастеров (мастерские)
f. контроль качества объектов искусства и их приёмку
g. доставку высокоценного культурного (идентификационного) продукта к потребителю
h. систему управления и логистика всей системы.
i. генерация заказов государством и контроль над соответствием производства заказам
j. система финансирования всех структур художественного фонда и заказов
Аналогов в мире и в истории Система Художественных Фондов не имела. Воспитательная работа этой системы была очень эффективна, это ни для кого не секрет, а художественный и ценностный уровень был самым высоким в мире. Вместе с разрушением СССР и советской идеологии были разрушены системы Национального изобразительного искусства, кино и мультипликации, выполнявшие функцию воспитания Национальной гражданской идентичности народов СССР. Эту пустую нишу заняли Голливуд и Дисней - фабрики по упаковке западных мировоззренческих ценностей.
2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМ
Исходя из вышесказанного о роли Изобразительного Искусства в воспитании, очевидно, что оно является незаменимым инструментом культуры, а значит, и инструментом передачи и воспитания Национальной самоидентичности. При этом:
1. Отсутствуют и целостная структура изобразительного искусства, и её нет даже в проекте.
2. В настоящее время на культуру, в т.ч. искусство, тратятся значительные ресурсы государства.
Однако из-за отсутствия целостной системы эти затраты не только непродуктивны, но даже контр-продуктивны (способствуют дальнейшей деградации).
3. Отсутствуют критерии национальной идентичности, и нет системы ее измерения.
Иллюстрация всех трех тезисов: Например, планируются огромные культурные кластеры в городах-миллионниках, и никого не волнует, что мы будем в них показывать. Правительство волнует строительство. А критерием увеличения национальной идентичности призвана быть… посещаемость заведений культуры - не важно, как это посещение повлияло на состояние человека! Это - признак управленческой несостоятельности, которая существовала и раньше, и сейчас в разных сферах деятельности. Например, в Советском Союзе критерием культурного уровня населения считалось количество телевизоров на душу населения, а у медиков до сих пор уровень здоровья измеряется смертностью
В результате этой управленческой несостоятельности:
- дети НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ не видят объектов изобразительного искусства, которые призваны воспитывать их национальную идентичность и приобщать к Русским многонациональным традициям и ценностям;
- отсутствует система массового приобщения детей к образам, несущим Русский культурный код
- художники не создают высококачественных нравственных произведений, так как они не востребованы обществом структурно (а востребованы на словах и в пожеланиях). Выросло поколение художников, которое это уже не умеет. Уровень изобразительного искусства в целом в России неуклонно снижается (не дадут соврать преподаватели вузов).
Эти три постулата нигде не озвучиваются прямо. Но это - три кита, основные проблемы. Все остальные нерешаемые проблемы вторичны и не могут быть решены по отдельности, поскольку являются следствием выше перечисленного.
Теперь обозначим крупными мазками замкнутый круг следствий, или проблем второго уровня:
- с каждым годом деградирует система подготовки художников (а зачем высокий уровень, если нет сложных системных задач?)
- молодые художники массово уходят из профессии в течение 5 лет после окончания вуза (надо содержать семьи);
- Художники фактически не трудоустроены;
- снижается мотивация для молодых людей к профессиональному обучению искусству (лишь 1% молодёжи планирует идти в сферу культуры)
- нет эффективной и массовой системы выявления талантов
- существуют разрывы и нестыковки в цепочке среднего, интегрированного предпрофессионального и профессионального образования (а как им не существовать, если не понятно, зачем в сложившихся условиях нужны художники?)
- отсутствует экспертная художественная и этическая оценка искусства.
- современное традиционное искусство не изучено, не каталогизировано, плохо сохраняется
- зато в музеи закупается и устанавливается на улицах сомнительная (в смысле формы и содержания) продукция, не прошедшая экспертную оценку профессиональными экспертными сообществами
- наследие советской системы художественных фондов раздробляется и поглощается городом, крупным бизнесом, что уменьшает материальную часть ресурсной базы Изобразительного Искусства
Иными словами, изобразительное искусство, особенно станковое, как инструмент воспроизводства Российской идентичности не работает.
Вывод: проблемы изобразительного искусства лежат в концептуальной сфере («зачем Нам это?») и политической воли («давайте это сделаем»). Если нужен эффективный инструмент - Целостный Национальный проект в области изобразительного искусства, то его надо готовить и внедрять. Если нет - сократить вливания и сознательно сузить ИИ до историко-музейной сферы и сувенирной продукции, уступив мировое лидерство в области искусства, например, Китаю.
4. ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ
Целостный национальный проект в области изобразительного искусства потребует проработку целеполагания, концепции управления, создание нового контура уже имеющихся структур, по типу корпорации, как, например, в новых реалиях состоялась ракетно-космическая корпорация Энергия. Мы уже имеем:
- готовые структуры, которые войдут в Национальный Проект ИИ и Корпорацию (все союзы художников, архитекторов, дизайнеров, музейные объединения, Росизо и пр.);
- материальную базу союзов: комбинаты, арт-резиденции, творческие студии;
- политическую волю (12 пункт указа Президента, подпункт а);
- готовность и способность художников создавать произведения, приобщающие к Русскому многонациональному культурному коду;
- гигантские финансовые вливания в сферу культуры, которые надо прояснить, переструктурировать и перенаправить на правильные цели.
- серьёзные достижения цифровых технологий, способные дать прорывные возможности в управлении Культурой, способные за счёт повышения качества управления давать требуемые результаты с меньшими ресурсными затратами.
-успешный опыт решения стратегических государственных задач совместными усилиями частных инвесторов и государства (армия, космос, сырьевая сфера)
- самый важный ресурс - это 90-летний опыт управления Культурой в нашей стране: 60 лет государственного управления культурой (Художественный Фонд), и 30 лет фактически без управления. Прежде всего, это касается пресловутой темы Государственного финансирования и заказа. Нужно понимать, что Советский Союз не вернуть: это невозможно, не нужно; нам не нужны очевидные недостатки старой идеологической системы. В будущее надо взять все положительные наработки, ресурсы и структуры, отбросив уже отжившее. Опыт 60 лет художественного фонда и 30 лет без него подводит к выводу: крупное и массовое тематическое искусство высоких образцов не может существовать и развиваться без государственного управления и финансирования. Высокое искусство не может развиваться по законам рынка: это - не предмет потребления, но при этом предмет первой необходимости для общества и государства. Высокое искусство недоступно бюджету большинства граждан, но оно крайне необходимо гражданину - что мы планируем подтвердить исследованиями.
Если искусство финансируется обществом в лице государства, то общество способно в принципе задавать и вектор развития искусства, и вектор деятельности творческих союзов. Если искусство спонсируют зарубежные фонды или НКО типа фонда Сороса, то вектор развития нашего искусства определяют зарубежные институты.
Тут никакого кокетства быть не может: культурная и цивилизационная идентичность, как и образование и наука - это стратегическая сфера, это вопрос существования нашей страны: будут ли существовать наши дети, внуки через 20, 30, 50 лет, будет ли существовать Россия?
3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО ОБРАЗА БУДУЩЕГО
Воссоздана целостная система национального изобразительного искусства, служащая задачам воспитания национальной идентичности граждан России; в эту систему входят:
(1) Система воспитания методами изобразительного искусства
- постоянный ежедневный контакт детей с узнаваемыми образами в произведениях, висящих на стенах в образовательных, дошкольных учреждениях. Эти произведения вызывают положительный эмоциональный отклик, чувство связи с традициями, ценностями, историей, с родной природой.
- стопроцентное использование в печати лучших образцов книжной детской графики и контроль за качеством книжной и учебной продукции.
- печать иллюстраций лучших образцов современного национального искусства в учебниках, которые всегда в руках в школе.
-размещение тематических произведений ДПИ, Скульптуры, монументального искусства в детских садах и поликлиниках,
(2) Система производства объектов, используемых в воспитании идентичности подрастающего поколения:
- через размещение, выполнение и финансирование (например, через гранты) заказов от государства художникам;
- через предоставление художникам материальной базы для творчества (творческих мастерских, творческих дач, комбинатов);
(3) Система донесения объектов искусства до основных потребителей искусства - детей:
- в школы и детские сады, в том числе с использование современных технологий масштабирования произведений искусства (например, в форме цифровой печати на холсте в трудноступные районы)
(3) Системы воспроизводства мастеров:
- через качественное обучение основам ИЗО в общеобразовательной школе, что способствует массовому приобщению к культуре независимо от будущей профессии и раннему выявлению талантов в области ИИ;
- через систему выявления талантов и поддержку их дальнейшей профессиональной реализации;
- через структуры предпрофессионального образования и подготовки, для углублённого обучения талантливых детей;
- через доступность и мотивацию к получению художественного профессионального образования, поскольку создание произведений будет востребовано обществом и оплачено;
(4) Система экспертных сообществ:
- художники объединены в крупные профессиональные экспертные сообщества (союзы художников),
- ПЭС отслеживают качество выполнения заказов на произведения всех видов Изобразительного Искусства и дизайна в сфере государственных и муниципальных заказов;
- ПЭС координируют деятельность художников с потребностями общества, заказами от государства и следят за качеством произведений своих художников,
- осуществляют отбор на цифровой платформе на конкурсной основе лучших произведений для производства и тиражирования.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ВКЛЮЧАЯ ТРИ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ШАГА:
1. Сбор информации:
a. Выяснения состояния общества, мнения целевой аудитории (родители, педагоги, дети), а также готовности художников решать государственные задачи - через комплекс опросов на платформе ОНФ и СХР (приложение 1);
b. Запросы в Счётную Палату, МинКульт, Росизо о размерах и структуре федерального и регионального финансирования Изобразительного Искусства,
c. Запросы в МинКульт, Росизо, департаменты по культуре Москвы, СПБ и других регионов обо всех имеющихся стратегических проектах и программах, касающихся ИИ,
d. Создание постоянного инструмента измерения гражданской идентичности Российского общества (можно подумать о разработке искусственного интеллекта в помощь - например, технологии Больших Данных)
2. Разработка целевого состояния подрастающего поколения
3. Разработка концепции управления Национальным Проектом
4. Создание условий реализации проекта:
i. Принятие концепции органами власти и ее законодательное обеспечение
ii. Выстраивание структуры управления Национальным проектом ИИ, создание недостающих структур и модернизация имеющихся.
5. Обеспечение работы Национального проекта, контроль целевого состояния. Внесение необходимых корректировок в концепцию управления.
Мы предлагаем руководству ОНФ поручить СХР в лице инициативной группы МОСХа разработать документ с детальным описанием Национального проекта по ИИ для рассмотрения в профильном комитете Государственной Думы.
Приглашаем присоединиться к рабочей группе представителей Союза архитекторов и Союза дизайнеров, а также всех заинтересованных организаций.
(с) Яна Поклад