Леснинский монастырь (часть III)

Mar 15, 2015 10:35


ПРОВЕМОН (1967-2008)

В Провемоне, как и в Фурке, монахини устроили огород, фруктовый сад и пасеку. Радуясь деревенской тишине собственного поместья, сестры в то же время горевали, что из-за удаленности от Парижа они потеряют возможность утешать скорбящих и болящих, нарушится контакт с русскими богомольцами, с детьми и молодежью. Этого не произошло, наоборот, количество гостей увеличилось: большая монастырская гостиница дала возможность принимать паломников не только из Франции, но и со всего мира.

Матушка Феодора, которая провела монастырь через тяжелые, голодные беженские годы во временном пристанище в Фурке, а потом приложила много сил к тому, чтобы купить для монастыря имение в Провемоне, скончалась после долгих трудов и подвигов в 1976 году. Именно при Матушке Феодоре, тайно принявшей постриг в великую схиму еще в Сербии, Леснинский монастырь стал центром духовной жизни Русского Зарубежья, привлекая паломников со всех концов света. При ней Провемон был летней резиденцией Владыки митрополита Филарета (Георгий Николаевич Вознесенский, 1903-1985), третьего первоиерарха РПЦЗ (1965-1985).


Когда Матушка Феодора отошла ко Господу, четвертой игуменией Леснинского монастыря стала монахиня Магдалина (графиня Нина Павловна Граббе, †1987), духовное чадо митрополита Антония и епископа Гавриила (Чепур, †1933), знатока богослужебного устава и знаменного распева. В роду Нины Павловны был известный религиозный философ А. С. Хомяков, и сама она была высокообразованным и талантливым богословом, знатоком святоотеческой и аскетической литературы. Высоко ценя ее знания, духовенство епархии советовалось с ней по богослужебным и пастырским вопросам, за помощью к ней обращались переводчики святоотеческих памятников. Благодаря ее стараниям, был заново издан сборник Валаамского монастыря «Умное делание» (1936) об Иисусовой молитве - сначала на русском (1974), а вскоре на английском и французском языках: The Art of Prayer (1966) и L'art de prier (1976). В монастырь Нина Павловна поступила в возрасте сорока лет, во время Второй мировой войны. Гимназическое образование, полученное ею в царской России, дало ей возможность сделаться едва ли не главной добытчицей монастыря в Белграде: она в совершенстве владела сербским, английским, немецким и французским языками и давала уроки детям из состоятельных семей.

При Матушке Магдалине монастырь впервые посетил брат Иосиф (Хозе) Муньоз (†1997) и стал часто приезжать с мироточивой Иверской Монреальской иконой, оставаясь иногда на несколько месяцев и работая над новым иконостасом для зимнего храма. Когда у Матушки Магдалины открылся рак в 1987 году, Хозе трогательно проявил свою любовь к Лесне, сразу же приехав с мироточивой иконой. Святыню ежедневно приносила после литургии крестным ходом из храма в келью к Матушке, и она скончалась перед иконой. Иосиф очень уважал и поддерживал и последующих игумений, неизменно приезжая в монастырь на Пасху и на праздник Леснинской иконы. Убийство Хозе в 1997 году было страшным ударом для всех нас.

Последние собственно леснинские сестры и многие хоповские монахини ушли в лучший мир при Матушке Магдалине. Среди них ее сотаинница монахиня Флавиана (Елена Воробьева, †1980). Нина и Елена вместе поступили в Леснинский монастырь во время войны в Белграде, и вместе принялись добывать пропитание для сестер уроками в состоятельных семьях. Во Франции мать Флавиана была казначеей монастыря, носила наперсный крест и делила все труды правления обителью с Матушками Феодорой и Магдалиной. Самым же главным ее вкладом в жизнь и историю монастыря была иконопись - в древнерусском стиле, по всем правилам древней техники. Она была среди первых иконописцев в Зарубежье, кто вернулся к древнерусскому стилю иконописи, и вырабатывала в этом стиле лики для первых икон новопрославленных святых: св. прав. Иоанна Кронштадтского, св. блаженной Ксении Петербургской, преп. Германа Аляскинского. Ее кисти принадлежат иконостас главного храма в Провемоне, заалтарные образа и многие другие иконы как в этом храме, так и в других зарубежных храмах.

Среди сестер, поступивших в Леснинский монастырь уже в Фурке, была монахиня Магдалина (Иулиания Ноздрина, †1999) духовная дочь о. Серафима (Николай Михайлович Загоровский, 1872-1943), прославленного в сонме новомучеников российских в 1981 году. Духовный сын последних оптинских старцев, он был знаменитым харьковским проповедником и чудотворцем предреволюционных лет. Шестнадцатилетняя Ульяша поступила в его девичью общину, посвященную образу Божией Матери «Взыскание погибших», и следовала за своим «батюнечкой» во все годы гонений на Церковь, проведенные им в тюрьмах, лагерях и ссылках, - и в кемеровские лагеря, и на Соловки, - устраиваясь поблизости на работу, облегчая участь и «батюнечки», и других исповедников. Не принявший декларацию митрополита Сергия (Страгородского), о. Серафим состоял в катакомбной Церкви, и при отступлении немцев решил уехать за границу, не желая опять оказаться в советской тюрьме. По дороге он скончался и был похоронен в России, а мать Магдалина добралась до Парижа, где сначала скрывала свое монашество, но потом возглавила сестричество в честь иконы «Взыскание погибших» при одном из парижских храмов. Встретив леснинских сестер, прибывших в 1950 году в Париж, она поступила в монастырь и привезла с собой икону. В монастыре она стала гостиничной и устроила в бывшей конюшне имения монастырскую чайную, которую Владыка митрополит Филарет называл Магдалой. Это был уголок России во Франции: светлая комната со множеством икон, украшенных вышитыми полотенцами, портреты Государя Николая Александровича и Августейшей семьи, длинный стол, покрытый ослепительно белой скатертью, самовар, салфетки, цветы... Мать Магдалина долгие годы согревала своим теплом и лаской лес-нинских паломников - от маститых архиереев до вихрастых мальчишек. В феврале 2008 года наша нынешняя гостиничная получила при постриге имя Магдалина, отчасти в память о первой в Провемоне гостиничной, а больше в память о Матушке игумений Магдалине.

Другим звеном, связавшим Леснинский монастырь с новомучениками российскими, была монахиня Васса (Варвара Гончарова, †1983), вдова знаменитого сейчас следователя Николая Соколова, первым расследовавшего убиение Царственных мучеников в Екатеринбурге. В Ипатьевском доме она видела подвальную комнату, в которой Царская семья была расстреляна. В 1918 году Соколовы выехали из России в Китай, сопровождая останки алапаевских мучениц - великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы, инокини Варвары, - а из Китая переехали в Париж. Соколов вскоре скончался. Будущая монахиня Васса осталась вдовой в двадцать три года, с двумя младенцами на руках, без копейки денег. Она нанялась в швейную мастерскую и со временем открыла свое дело. Поставив на ноги детей, она поступила в монастырь (это случилось вскоре после приезда леснянок во Францию) и вносила существенный вклад в обеспечение обители, продолжая шить для своих постоянных клиентов. Занималась она также и монастырской ризницей. Скончалась монахиня Васса в 1983 году, под Рождество, завещав монастырю древнюю икону преп. Сергия Радонежского, принадлежавшую роду бояр Морозовых и подаренную ей Робертом Вильтоном, корреспондентом лондонской газеты «Тайме», первым из иностранцев, написавшим об убиении Царственных мучеников.


После кончины Матушки Магдалины Владыка Антоний назначил игуменией монастыря казначею Афанасию (Елена Павловна Гуттенбергер, †1997). Ее отец, царский офицер, отказался нарушить присягу Государю и вступить в Красную армию, за что был расстрелян большевиками. Маленькая Елена с матерью попала в тюрьму, а оттуда - в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где сестры обители, не зная о гибели Елисаветы Феодоровны, все еще ждали ее возвращения. Девочка на всю жизнь запомнила горячую любовь монахинь к ней, незнакомой сиротке. Из Марфо-Мариинской обители мать и дочь уехали в Германию, где Елена получила образование и работала в киноиндустрии, но своего детского воспоминания о добрых монахинях она не забыла. Вырастив детей, она поступила сначала в монастырь св. Марии Магдалины на Святой Земле, а потом переехала в Леснинский.

Игуменство Матушки Афанасии совпало с падением советской власти, и в монастырь стали приезжать паломники и послушницы из России, ценящие традиции дореволюционного русского женского монашества, утраченные на родине. В эти годы совершилось церковное прославление преп. Амвросия Оптинского, с чьего благословения монастырь был создан, и прошел Ахиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, постановивший прославить свят. Иоанна Шанхайского, который много помогал монастырю и благословил покупку имения в Провемоне.

За несколько недель до своей смерти в 1993 году, Владыка Антоний отпустил тяжело заболевшую Матушку Афанасию на покой, по ее желанию. Он назначил шестой леснинской игуменией монахиню Макрину, регентшу и уставщицу монастыря. Выбор архиепископа Антония определили любвеобильное сердце Матушки Макрины и ее многолетний монашеский опыт: она поступила в монастырь в 1957 году. Зная о своей скорой кончине, Владыка хотел оставить монастырь под руководством такой игумений, которая помнила бы Матушку Феодору и старых леснинских сестер и хранила бы их традиции. Кроме того, Владыка считал любящее христианское сердце основой правильно поставленного монашеского подвига и высоко ценил Матушкину любовь к детям и обездоленным.

Матушка игумения Макрина (Мавра Карповна Холмова) родилась в 1937 году на Псковщине, в селе Дно. Горячо любимая мамочка сестер Холмовых была из старообрядцев и присоединилась к Церкви только после замужества. Отсюда у Матушки любовь к уставному богослужению, ее бережное и чуткое отношение к обычаям и традициям православного монашества. В конце Второй мировой войны Холмовы едва ли не пешком ушли из СССР, в Германии чудом избежали насильственной выдачи советским властям и в конце сороковых годов уехали в Марокко. Там Матушка получила образование и работала в швейном ателье.

Когда Мавре исполнилось восемнадцать лет, в город, где она жила, приехал православный священник и спросил, не хочет ли кто-нибудь из девушек посвятить себя служению Богу в монашестве. Мавра была ошеломлена этим предложением: она всегда любила монашество и с благоговением смотрела на католических монахинь, которых встречала в Марокко, но не могла даже и мечтать о том, чтобы самой стать монахиней, считая, что православное монашество больше не существует, уничтоженное большевиками. И вдруг такая радость.

Родители Мавры благословения на уход в монастырь ей не дали, но это не изменило ее решения: дождавшись совершеннолетия, она стала хлопотать о заграничном паспорте. Тут и родители смягчились и благословили ее на монашество. Из русской колонии в Марокко Матушка отправилась во Францию, в Фурке, к леснинским сестрам, и осталась у них навсегда. С горячо любимой матерью она встретилась только через 15 лет, а к сестрам Холмовым, уехавшим в Канаду, она отправилась через 30 лет после отъезда из Марокко.

В Фурке Мавру встретила непривычная жизнь, которая беженкам, перенесшим бомбежки и пожары, могла казаться раем, а на самом деле была нищенской и голодной: горячей воды не было, топили углем или дровами, которые приносили из лесу. Большинство сестер жили в одной келье, разгороженной простынями. Кое-какие овощи приносил собственный огород, а другую еду получали в подаяние от рыночных торговцев и русских беженцев, таких же нищих, как и сами сестры. Мавра получила послушание на певческом клиросе, и через несколько лет стала регентом.

В рясофор Матушку постриг свят. Иоанн в 1960 году, в день св. великомученика Артемия. Она была огорчена, потому что мечтала получить постриг в день Божией Матери, но, конечно, никому не сказала о своем огорчении. И вот, свят. Иоанн говорит ей после пострига: «И сегодня хорошо...», а через несколько лет постриг ее в мантию уже в день праздника иконы «Всех скорбящих радости», в честь которой Владыка позже построил знаменитый собор в Сан-Франциско. В тот день Матушка поняла, что святитель не только прочитал ее мысли в 1960 году, но и предвидел, что ее следующий постриг придется на праздник Божией Матери. Матушка была очень рада, что долгожданное прославление чудотворца Шанхайского и Сан-Францисского произошло в первый год ее игуменства.

ВЛАДЫКА ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ

Владыка Иоанн Шанхайский был в 1951-1963 годах правящим архиереем Западно-Европейской епархии и часто бывал в Фурке, у леснянок. С тех пор в монастыре хранятся, как святыня, наметка и некоторые части его облачения, а после его прославления в 1993 году нам передали частицу нетленных мощей святителя, четки, с которыми он был погребен, и осколки его гробницы. При жизни Владыка Иоанн очень заботился о монастыре - это он благословил Матушку Феодору на покупку имения в Провемоне. И теперь мы постоянно чувствуем его заботу. В 2003 году, например, он явился во сне смотрителю своей часовни в Сан-Франциско и повелел отдать весь денежный сбор за год на нужды Леснинского монастыря.

В годы, своего пребывания на Западно-Европейской кафедре, святитель Иоанн особое внимание уделял богослужебным порядкам и уставу обители. В Хопово и в Белграде в практику леснинских богослужений внедрилось, из-за тягот военного времени, много сокращений и упрощений, и Владыка постарался возвратить монастырь к более строгому уставному порядку. На монастырском клиросе сохранились его личные богослужебные книги, а также многие его переводы и выписки из греческих и сербских богослужебных книг. Сестры и по сей день сохраняют его порядки и его подход к уставу - творческий и своеобразный.

День памяти святителя Иоанна мы отмечаем как один из величайших праздников монастыря. Две наших монахини, м. Иоанна-церковница и м. Иоанна-иконописица, получили при постриге имя в его честь, а его крестница Екатерина, помещенная им в 1937 году в шанхайский приют свят. Николая, а в 1951 году направленная им в Лесну, теперь уже семидесятилетняя, продолжает трудиться на кладбище и прислуживать на архиерейских богослужениях.

ВЛАДЫКА СЕРАФИМ ЛЕСНИНСКИЙ

В 1993 году при Леснинской обители поселился епископ Серафим, занявший Западно-Европейскую кафедру после кончины архиепископа Антония. Помните, как Игорь Дулгов в 1950 году встретил на вокзале леснянок, прибывших из Белграда в Париж? Позже, уже протоиереем, о. Игорь просил разрешения у Владыки Антония и Матушки Афанасии поселиться при Леснинском монастыре на покое и заняться издательской деятельностью. Однако Господь судил иначе, и о. Игорь не ушел на покой, а стал правящим архиереем, взяв в монашестве имя в честь св. новомученика Серафима (Загоровского), духовного отца леснинской монахини Магдалины, и пожелав именоваться «епископом Леснинским». Впервые в истории Русской Церкви епископскую кафедру нарекли в честь женского монастыря, что смутило многих, и титул вскоре поменяли на «Брюссельский и Западно-Европейский», но монастырь Владыка Серафим не покинул.

Поселившись в Провемоне, Владыка помогал сестрам принимать паломнические группы и членов молодежных организаций из всех стран Русского Зарубежья и из России. Он участвовал во Втором Архиерейском Соборе, состоявшемся в монастыре в 1994 году, а также в духовных и церковно-певческих съездах, которые проводились при монастыре ежегодно с 1996 по 2000 годы.

Знаток литургики и Православного богослужения, Владыка всегда стремился делиться своими знаниями с молодежью, стараясь привить ей любовь к богослужению. Не оставлял он и издательскую деятельность, выпустив два номера епархиального «Вестника», детскую иллюстрированную книгу о монастыре, сборник монастырских рождественских колядок, брошюру об императоре Павле I, несколько брошюр богослужебных текстов и три видеофильма.

В начале 2001 года Владыка перенес тяжелую операцию, и силы его стали заметно угасать. В ноябре 2003 года он в последний раз отслужил любимую им литургию св. ап. Иакова и произнес свою последнюю проповедь - о молитве «Единородне Сыне». Через неделю его положили в больницу, так как болезнь возобновилась с прежней силой, а еще через неделю Владыки не стало. Погребен он на монастырском кладбище в Провемоне, среди любимых им леснинских сестер.

СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ

В мае 2008 года Русская Православная Церковь за границей, в которую входил Леснинский монастырь в свое пребывание во Франции, объединилась с Московской Патриархией. Леснинский монастырь, в течение более ста лет хранивший традиции русского женского православного монашества неповрежденными - ни вмешательством КГБ, ни влиянием еретических течений, - не мог согласиться на такой шаг. Мы не можем предать наших предшественниц, своим подвигом стояния в истине сохранивших эти традиции под бомбежками двух мировых войн и под угрозами коммунистов. Чтобы остаться на позициях той РПЦЗ, которая анафематствовала экуменизм и не признавала сергианство, РПЦЗ времен митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, мы присоединились к Русской Истинно-Православной Церкви (катакомбной), чьи новомученики и исповедники предпочитали в XX веке смерть предательству истины.

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ЛЕСНИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

В 2009 году исполнится 120 лет с того дня, как русская женская православная община в селе Лесна была официально переименована в общежительный русский женский православный монастырь - Свято-Богородицкий Леснинский. С тех пор каждый день, вот уже больше ста лет, жизнь обители проходит все по тому же уставу: звонит церковный колокол, совершается полный богослужебный круг, сестры трудятся на послушаниях, но мир, окружающий нас сегодня, не тот -  это не православная Россия конца XIX века. Мир очень изменился, все более отдаляясь от Христа.

Возник и развивается Евросоюз, рухнул СССР и в новой России происходят перемены, а Леснинский монастырь все тот же, он не меняется, несмотря на переезды из страны в страну, - все стоит как тихий, но неколебимый островок истинного русского православия среди бушующего моря современности.

Само возникновение Леснинского монастыря, его расцвет и хранение среди всех невзгод сестры всегда воспринимали как чудо, вымоленное перед Леснинской иконой. Пожалуй, еще более удивительное чудо - наше существование сегодня, а даст Бог - и завтра. Каким будет это завтра?

Нам бы хотелось, чтобы будущее нашей обители было похоже на наше прошлое - расцвет «деятельного монастыря» в православной Российской империи. Воспоминанием об этом прошлом - собственноручным письмом св. Царя-мученика Николая Александровича, адресованным нашей первой игумений Матушке Екатерине, мы хотим закончить рассказ об удивительной истории Свято-Богородицкого Леснинского монастыря - русского женского православного монастыря во Франции.

ПИСЬМО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РОМАНОВА

12 октября 1907

Мать Игуменія Екатерина! Покинувъ міръ и посвятивъ себя служенію дѣлу Божію, вы, въ 1885 году возымѣли намѣреніе основать въ селѣ Лѣсна Сѣдлецкой губерніи церковную женскую общину для достиженія религіозно-просвѣтительныхъ и благотворительныхъ задачъ въ средѣ мѣстнаго населенія. Безъ всякихъ матеріальныхъ средствъ, единственно съ упованіемъ на милость и помощь Божію, приступили вы къ осуществленію этого добраго намѣренія, и Господь благословилъ вашъ трудъ видимымъ успѣхомъ. Въ короткое время община сложилась и окрѣпла, и быстро, одно за другимъ, возникали въ ней учрежденія: школа, пріютъ-ясли, рукодѣльня, больница для постоянныхъ и приходящихъ больныхъ. Окрестные и дальніе жители этихъ мѣстностей увидели въ новоустроенной общинѣ святое мѣсто и съ довѣріемъ и надеждою устремились къ ней, ища здѣсь помощи и утѣшенія въ своихъ житейскихъ нуждахъ и невзгодахъ. A въ 1889 году община уже переименована въ монастырь. Вашъ добрый примѣръ нашелъ себѣ ревностныхъ послѣдовательницъ, и трудами ихъ, по образцу Лѣснинской общины, уже созданы двѣ общины - Вировская и Радечницкая, впослѣдствіи также обращенныя въ монастыри, a также монастыри: Теолинскій, Красностоцкій и Березвяческій. Всѣ они, будучи проникнуты общимъ единодушнымъ настроеніемъ, дѣлаютъ въ краѣ истинно-христіанское православно-русское дѣло, служа твердымъ оплотомъ къ укрѣпленію вѣры и русскаго народнаго самосознанія.

Благословивъ успѣхомъ ваше начинаніе, Богъ далъ вамъ утѣшеніе видѣть и добрые плоды вашего дѣланія. Но понесенные вами труды разстроили ваше здоровье и привели васъ къ необходимости удалиться отъ заботъ начальственныхъ. Высоко цѣня ваши заслуги по дѣлу устройства и развитія въ Западномъ краѣ женскихъ церковныхъ общинъ и выражая искренне сожалѣніе по поводу оставленія вами игуменства Лѣснинскаго монастыря, я надѣюсь, что вы, какъ основательница порядковъ и всего строя жизни созданныхъ вами учрежденій, и удаляясь на покой, не оставите ихъ своимъ благочестиво-мудрымъ руководительствомъ и, пребывая съ нимъ въ духовномъ общеніи, не перестанете содѣйствовать поддержанію этого высокаго духовнаго единства и преданности достиженію поставленныхъ задачъ, которыми воодушевлены идущія во слѣдъ вамъ боголюбивыя сотрудницы въ ихъ многополезномъ и достохвальномъ служеніи. Пребываю къ вамъ благосклонный

Николай

12 октября 1907 года в Петербургѣ


ЛИТЕРАТУРА

1. Епископ Никон (Рклицкий). Леснинский женский монастырь: 1885-1955. Couvent de Sainte Vierge de Lesna. Fourqueux (S. et O.) France. New York. 1955.

2. Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид. 1973.

3. Архиепископ Амфилохий (Радович). Сербское женское монашество. «Православная Русь». № 9. 1985. С. 7-8.

4. Послушница Татиана (Эрастова). Отец Николай Сангушко-Загоровский. «Православная жизнь». № 10. 1993. С. 1-16.

5. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М: «Московский рабочий». 1994.

6. Монахиня Евфросиния (Молчанова). Основательница Леснинского монастыря, игумения Екатерина. «Русский пастырь». № 9. 1999. С. 36-51.

7. Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. М.: Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. 2005.

Лесна, Франция

Леснинский монастырь, Православие сегодня

Previous post Next post
Up