"Не умершего следует вам оплакивать..."

Apr 20, 2024 02:49



Свое философские взгляды Эврипид основывал на учении Анаксагора. Привожу отрывок из интересного исследования Д. Ѳ. Бѣляева об Эврипиде. Что думал Эврипид о рождении, жизни и смерти.

Появленіе всего живущаго на землѣ, а въ томъ числѣ и человѣка, есть результатъ новаго соединенія двухъ противоположныхъ элементовъ первоначальнаго хаоса: эѳира и земли. Эврипидъ, какъ поэтъ, старавшійся представить своимъ слушателямъ философское ученіе въ возможно доступной и общепонятной формѣ, изображаетъ эѳиръ и землю въ видѣ страстно любящихъ другъ друга супруговъ, а соединеніе ихъ, благодаря которому явились на свѣтъ растенія и животныя, въ видѣ супружескаго союза, подъ вліяніемъ всеживящей, всепроникающей, всемогущей любви. Потому ээиръ называется родителемъ, отцемъ, а земля матерью всего живущаго. Этотъ поэтическій образъ тѣмъ болѣе coотвѣтствуетъ выражаемой имъ философской идеѣ, что Анаксагоръ, а за нимъ и Эврипидъ главнымъ виновникомъ появленія на свѣть живыхъ существъ считали отца, а мать только временнымъ; притомъ болѣе или менѣе пассивнымъ вмѣстилищемъ воспринятаго сѣмени, и такимъ образомъ роль матери вѣ актѣ рожденія ставили несравненно ниже роли отца. Съ такимъ представленіемъ о значеніи отца и матери въ актѣ рожденія совершенно сходно и философское понятіе Эврипида о роли эѳира или неба и земли въ актѣ произведенія на свѣтъ животныхъ и растеній: жизненное начало нисходитъ на землю изъ эѳира или неба въ видѣ влажныхъ капель, а земля, воспринявши ихъ, питаетъ и даетъ имъ земное тѣло. Рожденіе есть, слѣдовательно, соединеніе эѳирнаго, небеснаго, жизненнаго, душевнаго начала съ матеріальнымъ, земнымъ на извѣстное, болѣе и менѣе продолжительное время жизни. По истеченіи извѣстнаго срока эти два противоположныя начала опять разъединяются и, возвращаясь каждое къ своему первоисточнику, сливаются съ нимъ: эѳирное, жизненное начало уходитъ въ эѳиръ, откуда оно пришло, а земное, матеріальное уходитъ въ землю и, сливаясь съ нею, дѣлается опять землею. Это разъединеніе временно соединенныхъ началъ: небеснаго и земнаго и есть то, что называется смертію, которая, слѣдовательно, есть только прекращеніе совмѣстнаго существованія двухъ началъ, продолжающихъ существовать и послѣ смерти, но не съ противоположнымъ началомъ, а съ своимъ первоисточникомъ. Такимъ образомъ, ничто изъ того, что существуетъ, не исчезаетъ, не гибнетъ, и смерть не есть прекращеніе бытія, а только измѣненіе формы бытія.
Человѣкъ, какъ уже было замѣчено, наравнѣ съ другими животными, есть результатъ соединенія эѳирнаго, небеснаго, жизненнаго, духовнаго начала съ земнымъ, тѣлеснымъ, матеріальнымъ. Отъ другихъ животныхъ человѣкъ отличается тѣмъ, что ему благое божество дало σύνεσις или νοῦς и способность говорить и понимать рѣчь другихъ. Благодаря своему уму человѣкъ господствуетъ и подчиняетъ своей волѣ другихъ животныхъ, обладающихъ несравненно большею физическою силою. Со смертію совмѣстное пребываніе души и тѣла прекращается: душа уходитъ въ небо, въ эѳиръ, а тѣло въ землю. Такимъ образомъ человѣкъ, какъ и все существующее, не умираетъ; смерть измѣняетъ только форму его существованія. Между тѣмъ какъ въ теченіи жизни душа человѣка живетъ въ тѣлѣ, послѣ смерти она оставляетъ тѣло, уходитъ въ небо и сливается съ эѳиромъ для вѣчнаго существованія съ этимъ своимъ чистымъ, свѣтлымъ, божественнымь первоисточникомъ, сохраняя при этомъ соединеніи свою разумность.
Такъ какъ душа, соединяясь съ земнымъ тѣломъ, принуждена обитать въ элементѣ, по своимъ качествамъ, совершенно ей противоположномъ, и по необходимости должна зависѣть отъ него и бороться съ нимъ; то смерть человѣка, которая возвращаетъ душу къ ея первоисточнику, есть собственно рожденіе для первоначальной, лучшей, блаженной жизни, а рожденіе для жизни въ человѣкѣ есть скорѣе смерть для души, по крайней мѣрѣ временная; другими словами, для души жить значить умирать, а умирать - жить.
(Д. Ѳ. Бѣляевъ. Къ вопросу о міровоззрѣніи Эврипида. - Казань, 1878.)
Previous post Next post
Up