Диаметр Сатурна (вместе с кольцом) примерно в 20 раз больше
диаметра Земли, а его масса всего в 100 больше земной.
Как считают ученые Аризонского университета (США),
это свидетельствует о низкой плотности Сатурна.
(заметка в газете, из моей утраченной коллекции маразмов)
Площадь Бангладеш (чуть меньше Вологодской области) примерно в 120 раз меньше площади России, а ее население лишь немного превышает население России. Как считают ученые... Как?!
При этом, рассчитывая плотность населения, следует учесть, что бОльшая часть страны лежит почти на уровне моря (< 12 м), все пространство вдоль и поперек расчерчено широкими и узкими дамбами, и во время сезона дождей или паводка на Ганге и Брахмапутре площади для жизни остается значительно меньше.
+
Насовещавшись в штаб-квартире и в гостях у руководителя благотворительной организации (проекты которой со-финансируются европейскими NGO, в т.ч. "Crossing Borders - Education For Children", которую я представлял), мы пошли спать. Из открытых окон (температура воздуха во время поездки колебалась от +30 жаркими днями до +20 холодными ночами) доносилась музыка, сирены автомобилей и прочий шум столицы, но я быстро заснул, а проснувшись ночью, услышал... ангельское пение! Так и не знаю до сих пор, то ли кто-то фантастическую музыку слушал, то ли это было многоголосие муэдзинов (по идее, в Дакке минаретов должно быть немало)... А утром мы отправились через всю страну на север, в Rudrapur, один из беднейших сельских районов с преимущественно индуистским населением, где расположены "наши" школы.
Впечатления от движения по улицам и дорогам - самые сильные за время поездки. Хайвеев тут нет (их просто прокладывать негде), поэтому главная трасса страны не только соединяет многочисленные населенные пункты, но и проходит через их центры. По двум полосам (в центрах больших городов полос становится больше, но ненадолго) в обе стороны нескончаемо движутся ярко разукрашенные грузовики, автобусы, легковые и странные автомобили, мото- и велорикши, просто мотоциклисты и велосипедисты, а также группы пешеходов, на легке или груженые не меньше, чем машины. Двери автобусов не закрываются, пассажиры входят и выходят на ходу, на ходу же карабкаются на крышу.
Сигналы звучат почти непрерывно. Велорикши, конечно, стараются обгонять пешеходов, машины обгоняют моторикш, быстрые машины обгоняют более медленные. Понятно, что при двойном и тройном обгоне они несутся не по встречке даже, а по обочине. И навстречу приближается такой же двойной или тройной, метров за 200-300 звучат гудки, мигают фары, и адские водители разъезжаются, не сбавляя скорости. Главное, как я понял, не закрывать глаза, потому что открыв их и увидев, как на тебя справа несется грузовик или автобус (движение левостороннее, но к этому же еще привыкнуть надо!), про ночные кошмары можно уже не вспоминать. А рассматривая погонщиков на кабинах грузовиков, я понял, столько разговоров о летающих йогах.
Кстати, ни одной аварии за время поездки я не видел (легкие толчки не в счет, шрамы автобус украшают).
Законы просты (кто сильнее, тот прав, в сомнительных случаях побеждает доброжелательность), водители - истинные профи, все участники движения дисциплинированы (пешеход, например, слыша сигнал, ни секунды не раздумывая, прыгает вбок, потому что знает: никто тормозить не собирается) и, что немаловажно, трезвы (мусульмане алкоголь не употребляют). Животных, мешающих движению, на трассе не попадалось: естественный отбор, естественно, работает...
Вдоль дороги - поля (рис и картофель), ближе к населенным пунктам - многочисленные лавки, чередующиеся со свалками и автомастерскими, все обклеено рекламой политиков, торговцев, мобильной связи, впечатляют объявления на английском "International High Business School", "World University For World Business Career", "International English", "International Wall Street Management School" и т.п. Запал в душу магазин "королевские стулья" с пластмассовой балконно-дачной мебелью. Надеюсь, речь шла не о королеве Англии. Эффект дежавю (90-е на Украине) наблюдался не раз в самых неожиданных местах.
Если участок не занят водой, жильем или полем, то он медленно, но уверенно перерабатывается в кирпичи. В стране строительный бум, и небольшие кирпичные заводы (печь + склад под открытым небом) покрывают все, что не покрыто.
Где-то в середине пути мы пообедали в придорожном ресторане 1-го класса (во 2-й класс меня обещали сводить, если я приеду в Бангладеш еще раз), вполне прилично и (для европейцев) недорого, даже с фирменным чаем и фирменными ложечками! В конце концов, пропоров с наступлением темноты колесо и быстро поставив запасное (благо, у многоопытного Якова был с собой динамо-фонарик) мы, преодолев за 8 часов 380 км, прибыли на место дислокации.
Начало, продолжение следует.