Давно не умничал, соскучился...

Aug 20, 2011 15:13


Про родителей, которым трудно быть родителями у ludmilapsyholog "о странном представлении, сформировавшемся в последние десятилетия, что детей растить дико тяжело", неожиданно напомнило, почему я "Сутру" затеял.

mama-17, в комментариях к посту: За последние годы замечаю очень многое для отращивания у родителей гиперответственности и чувства неполноценности.На счет ( Read more... )

мысли (местами спорные), сутра

Leave a comment

stepwolk August 20 2011, 19:19:20 UTC
Петрановскую я вообще считаю лучшей в пси-ЖЖ, а уж тут, прочитав **родитель как бы не является взрослым**, совсем обрадовался: неужели будет про тотальный инфантилизм? Но - облом :(
Всё, что она пишет дальше, без остатков входит в схему инфантилизма:
- роли - мы все и всегда играем роли, но ребёнок включается в игру/роль полностью и целиком, принимая игру за "жизнь целиком", а взрослый хотя бы подсознательно помнит - "это ещё не вся жизнь";
- **проседающая забота** = забота проявляется лишь "по роли", **дети, испытывающие трудности, страдания и даже опасные для здоровья состояния, не обращаются к таким родителям за помощью, поскольку знают, что вряд ли ее получат** - банальная и НОРМАЛЬНАЯ для ребёнка безответственность;
- **проседающая властность** - ну какая ещё другая властность может быть у ребенка (= инфантильного взрослого)...

Reply

jak40 August 20 2011, 19:44:57 UTC
Открыл ее журнал с твоей подачи и с удовольствием прочитываю. Темы для меня не актуальные, поэтому больше ловлю то, с чем согласен (да его и бОльшая часть). Но в данном случае обратил внимание именно на то, что проблемы Родителя расматриваются в отрыве от проблемы Взрослого.
Хотя, если из неисправного Запорожца не сделать Мерс, можно попытаться сделать исправный Запорожец...

Не совсем согласен с определением современной "недовзрослости" как инфантилизма. Хотя и его больше чем хватает. Попытался сформулировать, в чем несогласен; решил, что проще согласиться :)
Более точно было бы, наверное, пройтись по "уровням развития" (любой шкалы) и посмотреть, что меняется по сравнению с классикой (какие конкретно отклонения становятся Типичным). Насколько я понимаю, "новый человек" как весомая часть общества появился примерно с ХХ веком.

Reply

stepwolk August 20 2011, 20:53:41 UTC
Я кристаллизацию "человека инфантильного" (HOMO PUERILIS?) связываю не с хронологией, а с "расплавлением" традиционных обществ, в которых за тысячелетия были выработаны специальные процедуры оформления перехода во взрослое состояние - инициации = "второго рождения" (человек - существо символическое :), к которым относилось большинство забытых нами обрядов; например, к ним относилась ТРАДИЦИОННАЯ свадьба - пока она была ТРАДИЦИОННОЙ - новодельные свадебные обряды теряют инициационное содержание ( ... )

Reply

О том же stepwolk August 22 2011, 15:06:13 UTC
HOMO PUERILIS - Угу! jak40 August 24 2011, 11:45:01 UTC
> с "расплавлением" традиционных обществ
- согласен, но "расплавление" - процесс вторичный, о первичном ты в следующем коментарии написал :)
И никакие ритуалы не удержат то, что невостребовано.

> "не имели ли своей целью инфантилизацию эксплуатируемых слоев"
- Не знаю, не вижу, вроде (крепостные/феодальные крестьяне?). Хотя тут начинать пласять от понимания взрослости.

Соображения Бердяева не помню, навскидку не нашел, но противопоставление "детей (Россия) и взрослых (Европа)" на макроуровне не понимаю. В конце концов, если так и было когда-то, то сейчас дружно шагаем в одном направлении, проблему которого вижу в том, что взрослых не остается (собственно, версию "инфантилизации эксплуатируемых слоев" это скорее подтверждает).

Reply

Re: HOMO PUERILIS - Угу! stepwolk August 24 2011, 15:15:28 UTC
**И никакие ритуалы не удержат то, что невостребовано.** - вроде бы так, но есть пара сомнений-надежд:
- ритуалы - результат творчества хомосапа (обычно направленного на обход диктата биологии), а не эволюции => если инициация (или шире - деинфантилизация) станут востребованы (например, в струе "атомизации"), то возможна реинкарнация;
- пост-2 Петрановской уже целиком посвящен "невзрослости", пока чисто описательно, без ответа на вопрос "что же делать?" - не намёк ли это на скорое появление востребованности?

У Бердяева тоже порылся и тоже не нашёл. Смысл помню так: Европа к марксизму отнеслась как к одной из множества "игр разума", критически = по-взрослому; Россия - как к единственной и последней истине, исключающей все остальные = по-детскому.

Reply

jak40 August 26 2011, 19:39:30 UTC
Ссылочку б на струю "атомизации". Без - с моей футурологией не сопоставилось...

Не вижу, откуда бы появиться востребованности (кроме какого-нибудь апокалипсиса, но я оптимист).

Reply

jak40 August 27 2011, 08:25:52 UTC
Если бы там что-то понравилось, здесь не спрашивал бы :)

Вижу две стороны ритуала: внешняя потребность стабильности и внутрення - авторитета-власти.
Им противостоят потребности развития и справедливости-равенства, вплоть до "как слышится, так и пишется".
Какие из этих потребностей объективны? Ни одна. Все они - здоровая конкуренция во имя потребности иметь. И коль скоро эту базовую потребность удалось взять под контроль, изменений в рамках этой модели я больше не ожидаю.

Reply

stepwolk August 28 2011, 05:52:44 UTC
Крутоватый для меня мыслеслалом: ритуал -> потребности -> потребность-иметь. + я бы ещё продолжил -> стремление-к-свободе -> максимизация/оптимизация-вариантов-будущего; - вот последнее уже можно считать "базовой потребностью", присущей всему живому - все остальные = антропоморфизм и рационализация :)

? - то, что все называют **... удалось взять под контроль**, не проявление ли изменений в условиях и алгоритмах "максимизации-будущего" - производимых хомосапом, но не подвластных хомосапу?

Иначе говоря: когда мы пытаемся понять ситуацию или спрогнозировать ее развитие, мы можем опираться на два вектора (системы координат): "потребность-иметь" или "максимизации-будущего" - они могут различаться по направлению, особенно сильно в поворотные эпохи: вторичный будет отставать от первичного = по "потребности-иметь" никаких изменений ещё не ожидается, а по "максимизации-будущего" они уже идут...

Reply

jak40 August 28 2011, 09:04:00 UTC
Все из потребностей, значит, ритуал тоже, просто попытался эти потребности за ритуалом увидеть. Кстати, вовремя "Цитадель" прочлась, тут и про свободу ( ... )

Reply

stepwolk September 4 2011, 10:35:53 UTC
Сент-Экзюпери - честный тоталитарный социалист (**... я могу только принудить тебя к ней ...**; для него ритуал = инструмент принуждения к социалистической "свободе" (= осознанной необходимости) = инструмент социализации = "вплавления в социум";
- я ритуал понимаю шире, более биологически - вспомни котов-кошек, месящих на пузе у "хозяев" - явно интерсубъектный или даже интрасубъектный - кот v-s "окружение" - ритуал-паттерн (процедура?).
- с т/з МТМ ( http://stepwolk.livejournal.com/tag/%D0%9C%D0%A2%D0%9C ) ритуал, или обряд, или более-менее устоявшийся поведенческий паттерн = что-то наподобие джазового "стандарта" = общеизвестная и общепризнанная "тема" исполняется на свой вкус и лад, несёт индивидуальный месседж при тотальной опознаваемости и оценке как "ритуал" или "обряд".

Reply

jak40 September 25 2011, 10:46:02 UTC
По-моему, Сент-Экзюпери в "Цитатели" - честный традиционалист (вполне монархист), а "вплавлением в социум" занимаются все существующие/существовавшие социальные системы.

Но, согласен, ритуал стоит понимать шире. Для меня Р - "внутренняя точка опоры", благодаря которой субъект (в т.ч. кот) развивает свою индивидуальность. Тут и религиозный обряд, и партийный шабаш, и заглядывание в жж или насвистывание прилипчивой мелодии.

По ссылке отвечу отдельно.

Аналогия с джазовым стандартом симпатична, но, кажется, ничего не дает для понимания Р, скорее - для подимания феномена джазовых стандартов :)

Reply

stepwolk September 26 2011, 14:09:16 UTC
Может я ошибаюсь, но считал, что традиционалисты и монархисты легитимность власти выводят из Божьего помазания, и это системное для них утверждение. Экзюпери вслед за их антагонистами (Руссо и пр.) ищут способы биологического обоснования - Общественный Договор как первое слабейшее утверждение и т.д.

**... субъект (в т.ч. кот) развивает свою индивидуальность.** - и часто ты при исполнении ритуалов вспоминаешь о том, что ты развиваешь свою индивидуальность?
- удалил, восстановил, ещё удалил и ещё восстановил - для меня это совершенно бессодержательный попси-термин...

Reply

jak40 September 26 2011, 20:16:53 UTC
> из Божьего помазания
- помазание - исполнение Божьей воли людьми, а ее при желании в случае любого ВВП увидеть можно. В "Ц" диктатор руководствуется "высшим смыслом" = умножением "высших ценностей", среди которых красота, не понимаемая плебсом, но понимаемая Вождем и "правильными" (традиционными) М и Ж.

> ...вспоминаешь о том, что ты развиваешь... ?
- Уж кот-то точно нечасто :) Когда я дышу, про химию тоже нечасто...
> удалил, восстановил, ещё удалил и ещё восстановил
- Т.е. ты-сегодняшний и ты-вчерашний - только на уровне молекул один объект?

У меня (сам знаешь, где, вот только когда):
"индивидуальность" или "я" - фундаментальное понятие, формируемое "травмами" и стабильное за счет ритуалов.

Reply

jak40 September 26 2011, 20:19:46 UTC
> из Божьего помазания
- помазание - исполнение Божьей воли людьми, а ее при желании в случае любого ВВП увидеть можно. В "Ц" диктатор руководствуется "высшим смыслом" = умножением "высших ценностей", среди которых красота, не понимаемая плебсом, но понимаемая Вождем и "правильными" (традиционными) М и Ж.

> ...вспоминаешь о том, что ты развиваешь... ?
- Уж кот-то точно нечасто :) и когда я дышу, про химию тоже нечасто...
> удалил, восстановил, ещё удалил и ещё восстановил
- Т.е. ты-сегодняшний и ты-вчерашний - только на уровне молекул один объект?

У меня (сам знаешь, где, вот только когда):
"индивидуальность" или "я" - фундаментальное понятие, формируемое "травмами" и стабильное за счет ритуалов.

Reply


Leave a comment

Up