Мне очень нравится голос Сторожика. Собственно, именно голос этого актёра был причиной просмотра фильма, что ничуть не странно. В детстве "Сказка странствий" прошла стороной, позже я видела какие-то обрывки, и мне не особо нравилось то, что я видела. Да и к Митте у меня отношение до ужаса предвзятое. И всё же - кинестетика взяла верх.
В целом фильм мне оказался чужд и неприятен. И это при том, что задумка великолепная, актёрский состав тоже, и режиссёр-то именитый, но вот... Попробую объяснить, что мне было не к душе.
Меня всегда раздражала излишняя театральность в некоторых советских фильмах, особенно там, где изображаются праздники в "ненашей" стране. Все эти хоровые припевки и хоровые же припрыжки вызывали содрогание и гадливость. Другой момент, не менее отвратительный: когда один в один копируется какое-либо художественное полотно - причём тут даже не аллюзия, а чистый проигрыш сюжета. Зачем нужны подобные сцены, я не знаю. Разве что для того, чтобы показать - автор знаком с мировой культурой. В "Сказке" - это несколько брейгелевских картин, в частности, "Страна лентяев". Брр. С помощью кальки чужого решения подавать свою идею...
Дальше. Лекарь Орландо вылечил только Марту. И спас детей от Чумы (почему Чума была названа "старухой", не знаю - баба там молодая и яркая). Попытка показать Орландо личностью противоречивой, но всё же гуманной в целом удалась, но так как-то... Может, из-за того, что фильм сильно порезали? Может. Марта - персонаж довольно монотонный, оживляли её разве редкие склочные нападки на любимых людей - получалось, досада на то, что близкие делают не то, что она ожидала от них, лишает девочку полного ангелообразия (а мне бы хотелось увидеть ангела, если честно, но Соня Мармеладова одна на всём придуманном свете).
И ещё одно. Прошло десять лет в поисках брата. Как об этом узнаёт зритель? Из песенки. Идёт Марта и поёт: дееесять лет прошлоооо. Как в спектакле, ё-моё.
Но ладно, попробуем не обращать внимание на все раздражающие элементы. О чём же фильм?
У мальчика Мая есть дар, который причинял мальчику невероятные страдания, но мог бы решить проблемы дальнейшего, безбедного существования Мая и его сестры. Сестра запрещала брату пользоваться даром, дети продолжали мёрзнуть и голодать. Талантом мальчика воспользовался разбойник - он похитил мальчика, разбогател, а заодно и Май перестал страдать, только развил свои особенности. Сестра искала брата - в своём странствии она обрела и потеряла человека, который желал спасти человечество, - вместо брата она обнаружила чудовище. Однако что-то доброе в том чудовище оставалось - оно разрушило всё, что создало. Май переродился, и в душе его зажглась искра погибшего мечтателя Орландо. Замысел, повторюсь, волшебный. И лучшее, что было в фильме - последний кадр. Это уже не краденая картина, а переосмысление того, что вдохновляет.
Ради этого и стоило смотреть фильм. Ну, и голос Сторожика тоже.