ДВА ТИПА МИСТИКИ: ГНОСТИЧЕСКАЯ И ЭРОТИЧЕСКАЯ

Oct 10, 2014 07:45




*  *  *
  При самом общем взгляде на христианскую мистику, мы должны отметить два главных направления: одно умозрительное - «абстрактно-спекулятивное», другое - сердечное - «нравственно-практическое».
Наиболее видными представителями первого являются Климент Александрийский, Ориген, Евагрий Понтийский, и автор Ареопагитиков (произведений псевдо-Дионисия).
Второе нашло себе яркое выражение в трудах прп. Макария Египетского, прп-х Варсануфия и Иоанна, прп. Иоанна Лествичника.
  Было и третье - срединное течение, сторонники которого пытались произвести некий синтез и соединить в своем опыте и учении элементы обоих направлений. К таким подвижникам, прежде всего, стоит отнести свт. Григория Нисского, прп. Максима Исповедника, прп. Исаака Сирина, прп авву Дорофея, а позднее и прп. Симеона Нового Богослова.
  Кратко обозначим разницу этих 2-х подходов. «Оба направления преследуют один и тот же идеал обожения (θέωσις - феозис). Но этот идеал, равно как и средства осуществления его, они понимают неодинаково.

Первое - умное, гностическое или «абстрактно-спекулятивное» направление полагает мистическое совершенство (τελείωσις - телеиозис) человека в достижении состояния απλωσις'а (простоты) и самое обожение понимает в смысле непосредственного ένωσις'a (единения) с Божеством.
  Весь путь мистического "возвращения" состоит из 3-х этапов: 1) κάθαρσις - катарсис, 2) φωτισμός - фотиомос - просвещение и 3) τελείωσις - полнота богопознания.
- Κάθαρσις состоит "в освобождении души от всякой разнообразной примеси"; он сопряжен с последовательным характером мироотречения.
- Φωτισμός состоит в озарении души божественным светом.
- Τελείωσις заключается в преображающем познании божественных тайн.
  Центр мистической жизни здесь полагается в гносисе - познании, и процесс обожения совершается, главным образом, на пути наивысшего упрощения души (απλωσις), и просвещения ума созерцанием божественного Света.
  Второе - сердечное или нравственно-практическое направление, путем к совершенству считает экстатическое преображающее переживание божественной Любви, как исходящей от Бога, так и направленной к Богу от человека. Эта наполненность Любовью достигается путем деятельного очищения сердца от всевозможных страстей и как бы переплавления природы человека в горниле восторженной любви к Богу, - сгорания в племени того чувства, которое, по своей интенсивности, уподобляется мистиками чувству возлюбленной к своему возлюбленному, невесты к жениху (Песнь Песней). Мистический путь распадается здесь на две главные стадии 1) πραξις - праксис и 2) θεωρία - теория. Πραξις обнимает собою подвижничество, т.е. аскетический момент, и доброделание, т.е. этический момент.
  Этический момент занимает здесь более видное место, а подвижничество и θεωρία имеют менее ригористический характер. Наиболее значимой особенностью этого направления Минин называет то, что на первое место здесь выдвигается посредство Логоса, причем φωτισμός - фитиомос - озарение божественным светом - рассматривается как духовно-осязаемое знамение присутствия Логоса в душе человека.
  Таким образом, здесь сам процесс обожения совершается не столько на пути умозрительного единения с Богом, сколько на пути глубоко интенсивных переживаний сердца. Иначе говоря: в первом случае мистик желает постижения Бога и соединения с Ним на пути мистического ведения, а во втором - эта цель полагается достижимой на пути обретения мистической любви к Богу. Если первое направление представляет собою апофеоз мистического γνωσις'a (гнозиса), то второе возвышает значение έρως'а-αγάπη (любви - эроса и агапе). Венец мистического подвига и там, и здесь - έκστασις. Но в первом случае экстаз представляет восхищение, или восторг (исступление) ума, во втором - восхищение, или восторг чувства.

П.М. Минин «Мистицизм и его природа».

Гнозис, Умозрение, Мистика, Минин, Экстаз, Феория, Праксис

Previous post Next post
Up