Click to view
Нервным людям тяжелее всего живётся в этом мире. Когда заводишься с пол-оборота и взрываешься по пустякам, когда всё вокруг раздражает, всех хочется придушить и видишь прекрасные сны о том, что лицензию на отстрел людей, которые тебе мешают, наконец стали выдавать, это вообще не жизнь, а каторга. По причине нервов люди болеют, пьют алкоголь, курят сигареты и смотрят телевизор. Подобными методами они тщетно пытаются снять стресс. А поскольку людей, которые в той или иной мере имеют подобные черты характера, на свете немало, постольку в Исламе большое значение уделяется терпению, самообладанию в любых стрессовых ситуациях и воспитанию кротости...
Как-то в начале лета шёл я мимо школы одной. Под деревом сидел на травке человек. Он подозвал меня и попросил помочь встать. Помимо того, что он был слегка поддатый (и это в первой половине дня), встать он больше не мог из-за больной ноги. Когда я взял его за руку, мне сразу бросились в глаза наколки в виде перстней, украшавшие пальцы, что выдавало в нём бывалого сидельца. А стоял июнь, и над городом клубился тополиный пух. Ветерок разносил его повсюду, и складывалось ощущение, будто над молодой зеленью падают на землю крупные снежинки в летнюю пору. И когда я помогал этому человеку встать, он досадливо пробормотал: "Пух ещё этот летит, ё...ный в рот!" Я потом подумал: странно, разве этот пух кому-то мешает? Он лишь виден, но совершенно не ощущается, не говоря уже о том, чтобы причинять людям какой-то дискомфорт. Ведь это не комары, не мухи и не слепни... Но вскоре до меня дошло: тут дело не в пухе, а в том, что этот человек - несчастный во всех отношениях. Он довёл себя до такого состояния, что в жизни уже не радует абсолютно ничего: ни начало лета, ни мягкая и совершенно не жаркая погода, ни сидение на молодой травке... Все только мешает, досадует, не нравится.
И отдельный пример таких людей сегодня составляют очень многие автомобилисты. Я думаю, всем нам так или иначе приходилось ездить с водителем, который, не стесняясь чужого присутствия, вслух комментирует всё происходящее на дороге отборной лютой матершиной. Поскольку человек по природе своей - единоличник и эгоист, ему не нравится, что на пути к цели его сопровождают другие участники движения и пешеходы, создавая неизбежные помехи к тому, чтобы ехать быстро и непринуждённо. Вот буквально сегодня я по рабочим делам ехал в машине с одним человеком. При повороте на перекрёстке нам перегородила дорогу выезжавшая с заправки "Дэу", пожилой водитель которой поступил непродуманно, поспешив с выездом и уперевшись в зад застрявшему на светофоре "крузаку". Водитель машины, в которой ехал я, тут же ошарашил меня внезапной агрессией по этому поводу: "Ну, чё ты вылез, дрищ помойный!" Я даже не знал, что такие ругательства существуют в фольклоре. Но тут же про себя подумал, как бы повёл себя сам в схожей ситуации. Да никак! Встал бы и терпеливо ждал, когда проезд освободится, потому что мужичку за рулём "Дэу" уже поздно было отступать назад. Что мне его, таранить, устраивать ДТП, три часа ждать ментов, а потом пять лет судиться с его страховой за возмещение ущерба? Не вариант. Обкладывать ругательствами? А смысл? От этого препятствие с дороги не исчезнет. Вспомнить об Аллахе, подумать, что Он меня испытывает в эту минуту и потерпеть несколько жалких секунд? Вот это, пожалуй, годится больше всего на все случаи жизни.
Помнится, три года назад ехал я на своей машине по городу, а рядом сидел друг, который недавно принял Ислам и оттого многих важных уроков ещё не усвоил. Движение было интенсивным, обстановка напряжённая, то и дело приходилось уворачиваться от разных непредсказуемых лихачей. И, глядя на то, что ко всем, даже самые неадекватным выходкам участников движения, я полностью равнодушен, мой друг до крайности изумился: "Да, - сказал он. - Вот это выдержка у тебя. Я когда за рулём, у меня в машине мат-перемат стоит сплошной". "А разве это по-мусульмански? - ответил я. - Материться-то?" "Понимаю, что нельзя, - вздохнул мой друг. - Но сдерживать себя не получается".
Самая распространённые отговорки: "у меня сложный характер", "мне трудно себя сдерживать", "я человек такой по натуре" и т.п. Однако это ложь. Всевышний Аллах не возложил на людей ничего такого, что было бы им не под силу. А значит, терпеливость и кротость может и должен воспитать в себе каждый, если захочет. Если отдельные нормы шариата не соответствуют твоему скверному характеру, значит, этот характер нужно менять. И ты хоть лопни, хоть тресни, но перевоспитать себя обязан. Твоя повышенная нервозность не станет тебе оправданием в Судный День. Потому что тогда "каждый, кто совершил на вес пылинки зла, увидит его". Любая мелочь, о которой ты в ту же минуту забыл: хоть ругательная реплика, хоть презрительный взгляд в чью-то сторону - обо всём тебя заставят вспомнить, когда придёт время. Поэтому на примере нервного водителя приведём некоторые доводы разума, которые указывают на полную тупизну и бессмысленность собачьего лая в человеческом исполнении. Представь, что ты за рулём, и кто-то рядом с тобой грубо нарушил ПДД, создав для тебя аварийную ситуацию и уехав дальше как ни в чём не бывало. Что в данном случае следует иметь в виду:
- ты не знаешь причины, по которой тот водитель допустил подобный кажущийся нахальным манёвр. Вы с ним не знакомы и делить вам нечего. Возможно, он зазевался, отвлёкся, торопится, неопытен, болен, озабочен какой-то реальной проблемой, у него случилось несчастье и т.д.;
- ты не знаешь его отношения к совершённому нарушению. Возможно, он сделал это ненарочно и теперь жалеет. И если бы вам довелось встретиться лицом к лицу, он бы извинился;
- ты не знаешь, кто этот человек. Возможно, за рулём сидит твой брат по вере. И если ты его обложишь ругательствами в присутствии свидетелей, то совершишь грех злословия, по причине которого на него будут переложены твои благие деяния либо его грехи перейдут на тебя;
- люди так устроены, что практически в любой конфликтной ситуации каждая из сторон считает себя правой. Мало таких, у кого хватает мужества прямо сказать: "Я не прав. Извините, пожалуйста". В 99 процентах случаев, перейдя в фазу открытого противостояния, ты услышишь со стороны оппонента множество аргументов в его пользу. И хотя эти аргументы могут быть просто адски тупыми, он будет держаться за них с упорством того барана. И проще махнуть на него рукой, чем доказать, что дважды два всё-таки четыре. Он стоит на своём не потому, что внутренне убеждён в своей правоте. Это просто естественная защитная реакция такая инфантильная. "Да, я тебя подрезал, но ты сам виноват: чего ты тут едешь именно в эту минуту? Куда тебя понесло?"
- Всевышний Аллах испытывает Своих рабов непрестанно. Многие под испытаниями понимают лишь крайности: страшные болезни, стихийные бедствия, войны, пожары, наводнения... На самом деле непрерывно происходит то, что нам чем-то мешает или вызывает досаду, и это тоже является испытанием от Аллаха. Иногда бывает так, что весь день всё из рук валится. Кяфиры объясняют это весьма забавно: "не мой день", "не с той ноги встал", "пятница 13-е" и т.д. На самом деле Аллах тебе создаёт эти затруднения, чтобы потом за твоё терпение воздать лёгкостью и милостью. Тебе в любом случае придётся смириться с неизбежным и успокоиться, когда ты выговоришь всё, что думаешь об объекте твоей внезапной ненависти, но тогда тебе уже не будет никакой награды. Потому что терпение надлежит всегда проявлять при первом потрясении. Потом будет поздно.
Люди, которые приучают себя не гневаться в ситуациях, когда оно того не стоит, и не высказывать своего недовольства вслух, наслаждаются жизнью гораздо больше, чем испытывают её муки. Наоборот, те, которые устраивают истерики по любому мелочному поводу, хронически больны, непрестанно мучаются, ничему не рады и не получают ни грамма награды от Аллаха за свои страдания ни в этом мире, ни в вечной жизни.
Что касается сдержанности и сохранения достоинства при радостях жизни, то об этом -
соответствующая статья.
И хвала Аллаху, Господу миров!